Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой

Стихотворение «Бабушке» Марина Цветаева посвятила не живой женщине, так как она не знала ни одну из своих бабушек, а портрету своей бабушки.

Анализ стиха Бабушке Цветаевой

Сочинение и анализ «Бабушке» по плану поможет ученикам 9 класса понять переживания поэтессы. Он может использоваться на уроке литературы в качестве основного или дополнительного материала.

Текст стихотворения «Бабушке»

Марина Цветаева

Бабушке

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

 

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

 

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

 

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

 

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

– Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..

1914 г.

Краткий анализ произведения

Стихотворение Цветаевой «Бабушке» посвящено её женщине-предку по материнской линии светской львице и аристократке Марии Бернацкой, имевшей польские корни и умершей довольно молодой (в 27 лет).

  • История создания – двадцатипятилетняя поэтесса написала это стихотворение в 1914 году в попытке понять женщину, которую никогда не знала, но от которой, возможно, унаследовала какие-то черты своей личности.
  • Тема стихотворения – связь поколений.
  • Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой поэтесса описывает портрет своего предка, во второй – рассуждает о смерти и оставленном ею наследии.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.
  • Эпитеты – “продолговатый и твёрдый овал”, “чёрное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.
  • Метафоры – “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звёзды погасли”.

Цветаевой жаль, что бабушки не стало в таком раннем возрасте и вместе ней бесследно исчезли все её чувства, мысли, тревоги и радости. Поэтесса задумывается о том, что многие возможности людей остаются нереализованными, как мало человек может успеть за свою короткую жизнь и как безжалостно преждевременная смерть обрывается его жизненный путь.

Анализ стихотворения «Бабушке»

М. И. Цветаева написала свое стихотворение в 1914 году, как раз во время начала Первой мировой войны. Стих пронизан заметной тоской об ушедшем времени, даже о целой эпохе кавалеров и прекрасных дам 19-го века.

При написании поэтесса использовала дактиль. В центре сюжета рассказ о поэтессе, которая засмотрелась на портрет своей молодой бабушки, он пытается отыскать горячую душу за скрывающейся надменной холодностью.

Цветаева создала очень реалистичный образ своей бабушки, используя глаголы и метафоры «черное платье» или «надменные губы». Таким образом, поэтесса максимально точно передала дух эпохи 19 века и необычный образ прекрасной женщины, которая может считаться идеалом эстетики, начитанности и умении держаться.

Стоит отметить, что рассказ ведется не о красивой фантазии, а о вполне реальной женщине – полячке, которая отлично справляется с разными музыкальными инструментами.

Героиня всеми силами пытается перенестись в эту эпоху, восстановить связь с прошлым. Ей это необходимо для того, чтобы понять истоки своего характера. Таким образом, героиня не описывает бабушку, она предпринимает попытки разобраться в себе, декламируя черты характера и навыки молодой бабушки.

В юном возрасте, когда все девушки мечтают о любви и замужестве, юная лирическая героиня размышляет о смерти и смысле жизни. Она осознает, что какими могут быть бессмысленные переживания о судьбе, и с какой скоростью они уйдут в небытие, оставив нереализованные надежды.

Впервые к такому образу поэтесса обратилась еще в 1913 году, написав стихотворение «Уж сколько упало в эту бездну», в центре которого большая бездна, куда уходит время и люди.

Итак, стихотворение Цветаевой наделено глубокими размышлениями о безысходной кончине всего человеческого существования, параллельно выделяя бессмертие потенциала мысли и креативной личности.

Поэтесса очень озабочена ничтожной долей времени, отведенного человеку для деятельности, и скорбит о том, как на самом деле мало успевает сделать каждый индивид в своей жизни.

В конце стихотворения она задается вопросом: неужели вся деятельность напрасная и почему бесследно пропадает с человеком его творческий потенциал, не наделив хоть частью себя своих потомков? В конце Цветаева приходит к выводу, что деятельность каждого человека в той или иной мере формирует судьбу будущего поколения и влияет на нее.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Марина Цветаева написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти столько же, сколько её бабушке Марии Бернацкой, когда та умерла. Портрет этой красавицы-польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто размышляла о фамильном сходстве, причём не столько внешнем, сколько внутреннем.

Поэтесса искала духовную связь с женщиной, которая могла передать ей что-то от себя. Она пыталась разобраться в себе, рассматривая портрет и размышляя, не от бабушки ли ей достался такой сложный характер.

В момент его написания как раз шла Первая Мировая война, что также не могло не отразиться на настроении стихотворения – оно пронизано тоской о времени, которое ушло, о XIX веке, когда жили галантные кавалеры и дамы.

Тема

Это стихотворение посвящено связи поколений, которая существует, даже если человек давно в могиле – это главная мысль произведения.

Именно о ней размышляет лирическая героиня, рассматривая красивую женщину, изображённую художником совсем молодой, когда ей только исполнилось двадцать. В образе юной бабушки она пытается отыскать себя и понять, не передались ли основные черты характера ей по наследству

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. Первые три строфы поэтесса посвящает тому, чтобы описать внешность бабушки – совсем еще молодой девушки, у которой при этом холодное и неприступное лицо. Создавая ее описание, Цветаева использует обращение “юная бабушка”, своеобразный оксюморон, подчеркивающий тот факт, что она говорит не о живом человеке.

Эта мысль развивается во второй части стихотворения, где автор говорит о том, что бабушка не принадлежит миру живых. При этом у неё осталось наследие – внучка, которая и размышляет, не достался ли ей “мятежный дух” как раз от прекрасной женщины на портрете.

Поэтесса задается вопросом, исчезает ли с уходом человека всё, чем он жил, или что-то остается в его потомках? Сама Цветаева ощущает родство с бабушкиной душой. Она ищет себя через своего предка, и читатель вместе с ней проходит через все этапы размышлений к выводу, сформулированному с помощью риторического вопроса.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором автор описывает свои мысли и переживания, размышления, связанные со старым портретом. Такой жанр характерен для лирики Цветаевой, которая выражала в поэтическом слове свои эмоции.

Написано стихотворение трёх- и четырёхстопным дактилем, что делает его лёгким для восприятия и очень ритмичным.

Перекрёстная рифма подчёркивает эту лёгкость и помогает читателю воспринять эмоциональный настрой произведения, передать настроение максимально искреннего человека (а таким и была Цветаева), который всматривается в себя и пытается понять, кем он является.

Средства выразительности

Стихотворение “Бабушка” насыщено разнообразными тропами, которые работают на то, чтобы передать чувства и идеи, вкладываемые поэтессой в стихотворение. Так, Цветаева использует:

  • Эпитеты – ”продолговатый и твёрдый овал”, “чёрное платье”, “юная бабушка”, “надменные губы”, “ледяное лицо”, “взыскательный взгляд”.
  • Метафоры – “руки играли Шопена”, “взгляд, к обороне готовый”, “день был невинен”, “звёзды погасли”.

Тропы помогают поэтессе создать максимально реалистичный образ своей бабушки, показать читателю не только её внешность, но и характер.

Цветаева также использует в своём произведении аллитерацию и ассонанс, чтобы, с одной стороны, придать ему музыкальность в ритме вальса, а с другой – создать атмосферу задумчивости, показать, что лирическая героиня серьезно размышляет о волнующих её вопросах.

Риторический вопрос, использованный в конце стихотворения, призван привлечь внимание читателя к основной идее, которую выражает поэтесса.

Сочинение о стихотворении Бабушке

Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты.

И если по линии отца бабушка поэтессы была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии в родственницы ей досталась светская львица и польская аристократка Мария Бернацкая.

Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

Описывая ее внешность, поэтесса обращает внимание на «продолговатый и твердый овал» лица, «локоны в виде спирали», «надменные губы», а также «прямой и взыскательный взгляд».

Со стороны эта таинственная незнакомка может показаться холодной, жестокой и даже коварной, однако Цветаева видит в ней не только очень красивую женщину, но и собственную бабушку, которая по определению не может быть плохой.

Мария Бернацкая ушла из жизни в 20-летнем возрасте, поэтому Цветаева, рассматривая ее портрет, обращается к родственнице не иначе, как «юная бабушка». И это действительно так, потому что самой поэтессе недавно исполнилось 18 лет, и она не чувствует сильной разницы в возрасте между собой и своей родственнице.

Правда, их разделяют десятки лет, которые вместили в себя целую эпоху, однако Цветаеву это ничуть не смущает. Она видит «руки, которые в залах дворца вальсы Шопена играли», а также чувствует, что даже на фотографии, ее прародительница готова к обороне. Поэтому Цветаева с любопытством вопрошает: «Юная бабушка, кто вы?».

У самой поэтессы нет однозначного ответа на этот вопрос, однако она сожалеет, что ранняя смерть этой молодой женщины, успевшей подарить миру дочь, лишила ее множества удивительных открытий.

В наследство Цветаевой достался «жестокий мятеж в сердце», который доставляет поэтессе множество проблем, вынуждая ее идти против воли судьбы и поступаться желаниями близких.

Однако в этом Цветаева видит особую прелесть, так как нет ничего слаще, чем чувство внутренней свободы. И именно уму она обязана собственной бабушке, которую никогда не знала, но смогла полюбить по старой фотографии.

Это чувство поэтесса пронесет сквозь всю свою жизнь и всегда будет помнить о том, что в ее жилах течет благородная польская кровь женщины удивительной судьбы, трагической и романтической одновременно.

Читайте также: Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной» М. Цветаевой.

Славящаяся особенной искренностью и открытостью своих чувств и эмоций, Марина Цветаева в поэтическом произведении «Бабушке» обнажает свои душевные переживания, честно и без прикрас открывает правду читателям о своем личном поиске понимания между поколениями, делится размышлениями над природой этого удивительного феномена под названием Человек.

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
105
Подробный анализ стихотворения
39
Сочинение о стихотворении Бабушке
0
Анализ стихотворения «Бабушке»
-1
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

5 × один =