Владимир Семенович Высоцкий – это имя знакомо каждому русскому человеку. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые, простые, близки и понятны всем. Предлагаем несколько вариантов сочинений про Высоцкого Владимира Семеновича.
Сочинение «Жизнь и творчество В. Высоцкого»
Сегодня мы можем свободно знакомиться с творчеством современных поэтов, таких как В. Высоцкий, в наиболее полном объеме, ведь теперь не существует понятия «запрещенной» литературы, как это было чуть более тридцати лет назад. Мы имеем право не только любить наших авторов, но и знать о них практически все.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. С началом Великой Отечественной войны отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область.. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву.
Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. Учеба давалась ему плохо, а мама много работала и не могла следить за успехами сына. К тому моменту брак родителей практически распался: у каждого была новая семья.
В 1946 году Высоцкие развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. В 1947 году они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. В свободное время Высоцкий учился играть на пианино.
В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь же Владимир Высоцкий пошел в пятый класс 186‑й мужской средней школы. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.
В школе Владимир Высоцкий увлекся литературой: в 14 лет он вместе с одноклассником Владимиром Акимовым написал фантастическое произведение «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи») по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого. В 1953 году Высоцкий сочинил свое первое стихотворение-посвящение Иосифу Сталину «Моя клятва».
Параллельно с учебой и занятиями писательством Владимир Высоцкий участвовал в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и полноценные спектакли.
Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. На втором курсе стал пробовать себя в прозе — сочинил первую зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной — в частности…», затем — цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина», рассказ про уволенного с работы.
Свое творчество Высоцкий также стал выплескивать в поэзии. Среди первых стихотворений — «Татуировка», «Большой Каретный», «Ленинградская блокада». Некоторые из произведений он стал исполнять под собственную гитарную музыку.
В 1965 году артист исполнил песни «блатного цикла» в ленинградском кафе «Молекула», а через год — в Институте русского языка. Со временем география и репертуар концертов стали расширяться. Выступления проходили в институтах и домах культуры, в альпинистских лагерях и шахтах.
Немного проработав в Театре миниатюр, Владимир Семенович устраивается в Театр драмы и комедии на Таганке. В 1968 году выходит первая пластинка музыканта – «Песни из кинофильма «Вертикаль»».
В 1970 году в личной жизни Высоцкого произошло важное событие – поэт женился на актрисе Марине Влади, ставшей его третьей женой и музой. Осенью 1971 года в театре на Таганке Владимир Семенович дебютировал со своей известнейшей ролью – принца Гамлета из одноименной трагедии Шекспира.
В феврале 1978 года Высоцкому присвоили высшую категория вокалиста-солиста эстрады. Гастролируя с труппой театра на Таганке, Владимир Семенович побывал в Болгарии, Франции, Германии, Югославии, Канаде, США, Польше, Мексике, Венгрии, на Таити.
Стоит упомянуть о том, что в последние годы жизни актер пристрастился к наркотикосодержащим препаратам, много курил, выпивал. В 1979 году, во время выступления в Бухаре, у Владимира Семеновича случилась клиническая смерть.
18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве.
«Мой Владимир Высоцкий» – сочинение
Вариант 1
Владимир Высоцкий – поэт, творчество которого ещё ждёт серьёзного исследования. Кем же он был? Певцом? Поэтом? Актёром? Я думаю, что каждый из нас видит в этой «громаде» нечто своё и для каждого из нас он «свой». Почему так? Да потому, что в его стихах, песнях, ролях мы узнаём себя, свои «осколки» жизни.
Моё первое знакомство с Владимиром Семёновичем случилось очень рано, примерно лет в семь, когда родители слушали магнитофонные записи. Конечно, я мало что тогда понимала, но видела, как откликались на эти песни мама и папа. Они повторяли строки, обсуждали их и даже порой украдкой плакали.
И для меня в то время этот хрипловатый голос был чарующим, завораживающим, загадочным, и принадлежать он мог только необыкновенному человеку. Я думаю, что так было в каждой семье, в каждом доме.
Для меня Владимир Высоцкий – это прежде всего поэт. Поэзия этого автора отражает переплетение множества тем, сюжетов, характеров. Но все его произведения о ЖИЗНИ человеческой, о её противоречивости.
Что же хотел сказать людям поэт? В его песнях, стихах есть строки, которые можно считать как бы кратким выражением всего его творчества:
Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я понял это всё-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора, по счастью, не дано.
Он верил в вечные духовные ценности: «…. добро останется добром – в прошлом, будущем и настоящем», « я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит — я живу!»
Владимир Семёнович в своём творчестве развивает традиционные для отечественной поэзии темы: любви, поэта и поэзии, дружбы, смысла жизни, — но делает это творчески, индивидуально.
При жизни Владимир Высоцкий не был известен как поэт и писатель, потому что только после его смерти стало возможным не только слушать его песни, но и читать изданные произведения:
Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта….
Почему «немота», кто запрещал ему петь? Марина Влади вспоминает:
«Володины концерты отменяли прямо перед выходом на сцену и объясняли это его болезнью! Однажды он сказал мне: «Они не дадут мне жить..коммунистические демократы в ответе за смерть многих советских артистов. Они не расстреливали, как это делал Сталин, они только запрещали, но все знают теперь, что они — палачи, что они лишили Россию лучших творцов».
Я хвалился косою саженью –
Нате смерьте! –
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти, -
Но в обычные рамки я всажен –
На спор вбили,
А косую неровную сажень –
Распрямили.
Много пришлось испытать Владимиру Семёновичу на жизненном и творческом пути, так как он всю жизнь боролся с «ватной стеной», так он называл общение с чиновниками:
Что же это, братцы!..
Загубили душу мне, отобрали волю, -
А теперь порвали серебряные струны.
Владимир Высоцкий любил людей, глубоко знал жизнь.
Он просто умер от любви,
На взлёте умер он,
На верхней ноте –
писал он в стихотворении «День без единой смерти», будто предчувствуя свою смерть. Каким же был День прощания 28 июля 1980 года? Никакие чиновники не смогли бы остановить многотысячную толпу народа, хотя Москва в связи с Олимпиадой была закрытым городом.
Площадь выла, кортеж ехал по цветам, которые летели из окон, балконов, с бровок тротуаров. Последний приют поэт обрёл на Ваганьковском кладбище:
И снизу лёд и сверху – маюсь между, -
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.
Только после его смерти «многие» поняли, какого масштаба была эта громада – В. Высоцкий!
В чём же секрет его популярности? Я думаю, что в яркой гражданственности творчества. Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, который в каждом стихотворении совершает поступок, иногда связанный с неприятностями. Да и жил Владимир Семёнович наперекор, всем вопреки! Так сможет не каждый!
Он для людей сделал очень много: написал более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей сыграл в кино. На мой взгляд, он прожил яркую, полную событий жизнь. Да почему прожил?! Раз мы, четырнадцатилетние, читаем его стихи, поём песни, с интересом смотрим кинофильмы – значит, он жив в наших сердцах и душах.
Вариант 2
От жизни никогда не устаю…
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий – «обречённый на вечность поэт». О нём можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий – неординарная личность, одарённая натура, талантливый человек.
Самым главным для Высоцкого в жизни была песня. Сам по этому поводу он говорил: «Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!».
За небольшую жизнь (прожив, к сожалению, всего 42 года) Владимир Высоцкий написал колоссальное количество песен. Как говорят, плёнкой с его записями «можно окрутить всю планету». В России не было дома, где не звучал бы его хрипловатый голос с неподражаемым распевом согласных.
Изумляет разнообразие тем, раскрытых в песнях автора. Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всем, чем жил народ: о войне, об альпинистах, о спортсменах, шоферах, лётчиках – обо всем.
Высоцкий не чужд философии; рассуждения о смысле жизни не менее глубоки, чем сатира. Особенность творчества Высоцкого состоит в неординарности личности талантливого актёра, замечательного певца, в способности создавать самые разнообразные маски в своих творениях.
Популярность Высоцкого, как я считаю, заключается, прежде всего, в народности его творчества. В его замечательной песне «Я не люблю» полностью раскрыты взгляды на мир, на жизнь самого автора.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
По мнению Булата Окуджавы, «люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут, а не умеющие самостоятельно мыслить его иронии не оценят; равнодушные же ко всему, кроме личных проблем, тревоги и боли его не поймут».
Я полностью согласен с этой точкой зрения, потому что каждое произведение Владимира Высоцкого проникнуто смыслом, заставляет задуматься. В каждую песню Владимир Высоцкий вкладывал частичку себя, при создании выкладываясь полностью в своих силах.
По-моему, стихотворения Высоцкого нельзя читать. Их нужно слушать только в исполнении самого автора, только тогда они представятся в их истинной и полной красоте.
С удовольствием в свободное время послушаю песни Владимира Высоцкого: посмеюсь над моим любимым весёлым «Диалогом у телевизора», почитаю письмо в редакцию, поволнуюсь за канатоходцем, окунусь в военные события Второй Мировой с «Чёрными бушлатами», побываю на Канатчиковой даче… Пусть Владимира Высоцкого и не печатали во времена Советов, но «живёт в народе самородок, актёр и поэт».
Завершу свой отклик на творчество Владимира Высоцкого замечательной строчкой П. Вегина: «…Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был», напишите «есть».
Мой любимый поэт – В. Высоцкий
Вариант 1
Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в “авторской песне” (термин самого В. Высоцкого).
В своих стихах-песнях поэт откликался “на злобу дня” и обращался к историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода.
Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание народной души.
В песенном творчестве Владимира Высоцкого проявилось необычайное богатство реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных, лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций.
Стилевое богатство и своеобразие творчества Высоцкого во многом определяется тематикой и жанровым диапазоном его произведений. Среди них выделяются группы-циклы о войне (“Мы вращаем землю”), о работе (“Черное золото”), о горах (“Вершина”) и море (“Мы говорим не “штормы”, а “шторма”), о любви (“Баллада о любви”), искусстве (“Мой Гамлет”), родине, времени, судьбе и т.д.
В творчестве Высоцкого преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица реальных и условных персонажей), хотя в них может присутствовать и разговорно-диалогическое начало, но в целом это “песни-роли”.
Для них характерно наличие автора (поэта и композитора), который одновременно и режиссер-постановщик, и актер-исполнитель своих произведений перед слушателем.
Язык песен Высоцкого может показаться слишком обычным, порой даже грубым, упрощенно-примитивным, но это впечатление обманчиво, как и представление об отсутствии у него поэтической культуры.
Отличительной чертой песен Высоцкого всегда было погружение в народную речевую стихию, свободное владение ею. Конечно, подчас встречаются и элементы стилизации, особенно ощутимые в так называемых “дворовых песнях” или в воссоздании мелодики цыганского романса, но если говорить о зрелом творчестве, эстетический вкус и чутье никогда не подводили поэта.
Для него характерно особое ощущение обстоятельств быта, •деталей человеческого поведения и психологии, мыслей и чувств, жестов и поступков, а главное — предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи.
Оттенки живой разговорной интонации, определяющей особенности высказываний, мы находим в обрывистой речи “Разведки боем” (“Кто со мной? С кем идти? Так, Борисов… Так, Леонов…”) и мягкой задумчивости “Горной лирической” (“А день, какой был день тогда? Ах да — среда!..”), в сатирическом звучании восклицаний и вопросов “Диалога у телевизора” (“Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу”), в экспрессивных обращениях программного стихотворения “Канатоходец”:
Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон — упадет, пропадет!
Чуть левее наклон — все равно не спасти!..
Но — замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути…
Мне хочется отметить особенность Высоцкого видеть и осмысливать действительность поэтически масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, горы, море, время, вечность, мироздание — живут в его стихах. Нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное— с вечным.
Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого одушевленной. Вспомним, например, такие строки-олицетворения из “Песни о Земле”: “…кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время…/Кто поверил, что Землю сожгли? /Нет, она почернела от горя…/ Обнаженные нервы Земли /Неземное страдание знают… /Ведь Земля — это наша дуга,/ Сапогами не вытоптать душу”.
Таким же одухотворенным и человечным изображено в другом стихотворении горное эхо: “К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо, и брызнули камни, как слезы, из раненых скал…”. А в стихах о море оживают водная и воздушная стихии. И потому — “упругие тугие мышцы ветра натягивали кожу парусов”.
Важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, ее сегодняшнего дня и исторического прошлого. В “Балладе о времени” поэт вспоминает “о походах, боях и победах”, о тайнах и легендах прошлого, воскрешая извечные нравственные идеалы:
Чистоту, простоту мы, у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром —
В прошлом, будущем и настоящем!
В стихотворениях военного цикла: “Мы вращаем Землю”, “Он не вернулся из боя”, “Братские могилы” и др. показана жестокая правда войны, горькая реальность. Поэт считал, что в народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину.
А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть “свой” Высоцкий, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что чем-то роднее, ближе.
Но о чем бы он ни писал — о войне, о шоферах, о шахтерах, о летчиках, об альпинистах, об ученых, — казалось, автор тесно связан с этой профессией, а на самом деле он был человеком с неистребимой жаждой познания. Где бы он ни был, с кем бы ни общался — все впечатления от увиденного и услышанного находили отклик в его песнях.
Высоцкий — это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям захотелось зажечь свечу…
Вариант 2
Есть поэты, творчество которых никого не оставляет равнодушными. Их читают и перечитывают, любят и отвергают, понимают и не понимают. О таких поэтах много пишут, спорят, стараются навести на них «хрестоматийный глянец».
Но все усилия подвести творчество поэта к однозначным оценкам заканчиваются неудачей, так как творчество таких поэтов сложно и неоднозначно. Оно не зависит от времени и пространства, оно принадлежит всем и каждому.
Таким сложным, интересным и необъяснимым остается для нас творчество Владимира Высоцкого. Высоцкий еще при жизни был поистине легендарен и насущно, как воздух, необходим людским толпам, стекавшимся его слушать.
Он пел на всю страну: знал, что каждое его слово, каждую его интонацию ловят на лету и мгновенно тиражируют магнитофонные ленты. В момент исполнения Высоцкий посылал песню в огромный мир. Песня его обретала силу набата и сокрушительность взрыва. И если Окуджава волнует до глубины души, то Высоцкий потрясает душу.
В трогательной лирике Окуджавы мы узнаем себя, свою участь, свое миропонимание. Песни Высоцкого выполняли иную миссию. Он высказывал – вслух, в голос, в крик – то, что было у всех на душе или на уме, но – чаще всего – то, что все чувствовали, но осознать еще не смогли, не успели. В чем же секрет такой необычайной популярности Владимира Высоцкого?
Я думаю, прежде всего в том, что творчество Высоцкого – это биография нашей страны. В своих стихах он затронул, по-моему, все важные или, точнее, большие моменты нашей истории. Он рассказал о войне, о трудном послевоенном времени, о больших делах и стройках, о тяжких ночах и днях тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, моряках, альпинистах, солдатах, пограничниках и поэтах. Высоцкий, как истинный поэт, пропустил время через свое сердце.
Владимир Высоцкий за свои сорок два года интенсивно прожил, пережил, по старым меркам, несколько столетий; а сверх того – еще десятки веков до собственного появления на свет, – веков, к которым он относился как к собственности, как к прародине.
Кони привередливые как будто вынесли его из времен революции, Пушкина, Бонопарта, Джеймса Кука, вещего Олега, из времен его предшественников.
Песни Высоцкого… Чем объяснить их феноменальную, неслыханную популярность? Прежде всего тем, что поэт взял на себя смелость выражать самое насущное и никем не выражаемое: то истинное, чем народ на самом деле болел, о чем действительно думал, что было предметом повседневных разговоров простых людей между собой.
Высоцкий был сильным и стойким борцом, который задолго до объявления войны всякой лжи и бюрократизму, обличал и уничтожал ложь, косность, рутину, пошлость, предательство. Понимая всю сложность стоящей перед ним задачи, Высоцкий писал:
Поэты ходят пятками по лезвию ножа –
И режут в кровь свои босые души.
Для поэзии Высоцкого характерна предельная искренность, честность неподкупность. Сам поэт высоко ценил доверие, которое чувствовал со стороны зрителей. Он писал: «Если атмосфера доверия устанавливается в зале – больше мне ничего не надо… Я вообще должен вам сказать, что когда выхожу на эту площадку, стараюсь не кривить душой и говорить всё, что думаю.»
Поражает человечность, чуткость авторских песен Высоцкого. Его песни – это сигнал бедствия, необходимость оказания помощи. Поэт сам мчится кому-то на помощь, боясь опоздать:
Укажите мне дом, где светло от лампад,
Укажите мне место, какое искал, –
Где поют, а не стонут, где пол не покат.
Поэт чувствует чужое страдание, сам задыхается от недостатка кислорода в подводной лодке, умирает со своим героем на поле битвы, ощущает ужас последнего мгновения на краю бездны:
Я слышу хрип, и смертный стон,
И ярость, что не уцелели, –
Еще бы – взять такой разгон,
Набраться сил, пробить заслон –
И голову сломать у цели!..
Замечательны стихи Высоцкого о самых прекрасных человеческих чувствах: о любви и дружбе. Дружбу, как и талант, он считал редчайшим даром. В «Песне о друге» Высоцкий проникновенно пишет о солдатской дружбе, о тяжести потери друга:
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся их боя.
В цикле стихов «Баллада о любви» поэт утверждал, что любовь, объединяя двоих, объединяет и человечество в единую великую Страну Любви. В песнях о любви Высоцкий становится как бы воплощением возвышенного спокойствия, становится человеком, постигшим тайны бытия:
Я поля влюбленным постелю –
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит – я живу!
Особое место в лирике Высоцкого занимает цикл военных стихов. В предисловии к сборнику «Нерв» Р. Рождественский писал: «Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей… Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину.»
В стихотворении «Мы вращаем землю» словно звучат голоса тех сотен тысяч солдат, которым не удалось услышать «приказ наступать». Они ушли в историю, так и не разделив радость Победы. Но это они летом и осенью 1941 года, как могли, сдерживали врага, рвавшегося к Москве, и ценой своей жизни остановили его у стен столицы.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Высоцкий не был на войне, но его стихи на военную тему были настолько реальны, что многие воевавшие люди действительно принимал: его за фронтовика. Поэт считал, что в памяти народа должна навсегда остаться память о погибших в боях за Отечество:
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
Личность Владимира Высоцкого, его талант певца, исполнителя вызывали к жизни многочисленных подражателей. Песни Высоцкого слушали, пели для себя, но никто не мог их исполнить. Это удивительно, но никто по-настоящему не пел и не споет его песен.
Нужен его темперамент, нужен зтот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню!
Высоцкий как будто чувствовал, что долго ему не жить. Поэтому он и спешил, хотел успеть сделать побольше. Одних только песен Высоцкий создал около восьмисот! А еще работа актером в театре и кино… и бесконечные концерты, встречи со зрителями!
В стихотворении «Кони привередливые» есть пророческие слова:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что за кони мне попались привередливые!
И дожить – не успел, и допеть – не успел…
После смерти Высоцкого в 1980 году Булат Окуджава сказал: «Высоцкий был поэт – со своей темой, со своим голосом. В нем много было от природы, от Бога, это разрывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способность его выражения… Он был очень одаренный человек».
Закончить свою работу о любимом поэме мне хотелось бы словами Андрея Вознесенского:
Врубите Высоцкого в полную силу без всякого цоколя в небо России.
Вне мрамора бродят дорогами родины охрипшие памятники Володины.
Чем мне близка поэзия В. Высоцкого?
До чего же много в России замечательных поэтов! И каждый из них предстает перед нами во всей своей поэтической “красе”.
В настоящее время читатель получил возможность знакомиться с творчеством современных поэтов и прозаиков в наиболее полном объеме, ведь теперь не существует понятия “запрещенной” литературы, как это было еще около тридцати лет назад. Мы имеем право не только любить наших писателей, но и знать о них практически все.
Мне очень близка поэзия Владимира Семеновича Высоцкого, к сожалению, ушедшего из жизни на пике своего творческого расцвета. Близка темами, идеями, мотивами, но больше всего — жизненной правдой.
Владимир Высоцкий — загадочное явление не только для своего времени, но для наших дней. Не имея возможности официально публиковать тексты своих стихов, он был, однако, известен всему Советскому Союзу: его песни заучивали наизусть, переписывали друг у друга и пели, сидя в тесном дружеском кругу. Чем же так брали за душу его стихи? Ответ прост: простотой, столь милой русскому характеру.
Первые стихотворные опыты Владимира Высоцкого появились в виде пародий на так называемый “блатной” фольклор и носили скорее всего экспериментальный характер. Позже он отошел от этого жанра.
Постепенно нарабатывая опыт поэтического творчества, Высоцкий обратился к военной теме, поднял проблему человеческих взаимоотношений и, конечно же, не обошел вниманием и любовь, чувство, которое Высоцкому довелось испытать в полной мере. Не случайно все его стихотворные произведения буквально “светятся” и “искрятся” от пережитых их автором эмоций.
Уже в расцвете сил и лет Высоцкий встретил настоящую подругу жизни, свою судьбу и музу, Марину Влади. Своим творчеством данного периода он дает понять читателю, что все написанное им в стихах пережито и выстрадано не раз. Сила любви поэта не знала границ. “Живые”, хлесткие строки наглядно демонстрируют необыкновенную силу характера их автора и вместе с тем — его необыкновенную чуткость:
Я дышу — и, значит, я люблю!
Я люблю — и, значит, я живу!
Греет душу и подкупает та искренность, с которой Высоцкий выражает и передает нам свои самые сокровенные мысли.
Завораживает манера написания Высоцким стихотворных произведений. То мы видим перед собой пылкого, страстного влюбленного, то поэт предстает перед нами в образе фронтовика, немало повидавшего на своем веку. Многие люди долгое время действительно считали Высоцкого участником боевых событий — настолько убедительны и правдивы его строки о войне:
Наконец-то нам дали приказ
наступать,
Отбирать наши пяди и крохи.
Но мы помним, как солнце отправилось
Вспять
И едва не зашло на востоке. Можно смело представить себе Высоцкого в солдатской гимнастерке и с фляжкой в руке. Как, впрочем, и в любом другом облике — настолько пластична и образна его речь, выливающаяся в короткие, но необыкновенно емкие в смысловом отношении стихи.
Трепетно относясь к дням нелегких испытаний, выпавших на долю Родины, Высоцкий не мог допустить и мысли о забвении пережитого.
Сколько тысячелетий существует общество, столько же и живут пороки в нем.
Восхищает способность Высоцкого метко и жестоко высмеивать эти самые пороки: пьянство, бескультурье, хамство:
Ходят сплетни, что не будет больше
слухов,
И ходят слухи, будто сплетни
запретят.
Уважать этого человека можно даже за то, что, зная за собой ужасный порок — алкоголизм, — Высоцкий никогда не роптал на свою долю, не сетовал на безысходность. Были дни, когда Высоцкий находился на грани самоубийства. Выкарабкиваясь из “пропасти”, он писал строки, рассказывающие о том, что на самом деле испытывает человек, находящийся в такой ситуации:
Даже от песен стал уставать,
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать…
Тема дружбы является, на мой взгляд, одной из наиболее любимых поэтом, поскольку связана с самыми яркими из его жизненных впечатлений. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей.
Но в отличие от двух-трех настоящих, остальные относились к “лжетоварищам”: собутыльникам —тем, кто стал беспардонно именовать себя “друзьями Володи” уже после смерти поэта.
Лишь верным, настоящим друзьям Высоцкий посвящал свои замечательные стихи:
Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату.
А на свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, натянутому, как нерв!
Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию “клоуна”, “шута” среди значительного числа своих современников.
Еще много замечательных слов можно сказать о Владимире Семеновиче Высоцком. Многое уже неоднократно повторялось и уточнялось. Но для меня Высоцкий был, есть и останется навсегда этаким правдорубом — смелым и прямолинейным.
Каждый год отделяет нас от дня смерти Высоцкого, но с каждым днем мы его любим и помним все сильнее. Настоящий поэт всегда живее всех живых!
Сочинение «Живая жизнь» Высоцкого
Более 40 лет прошло со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Теперь ясно, что он не только «останется», но будет энергично вмешиваться в жизнь живых.
«В том состоянии, в котором находится народ, ему нужен именно Высоцкий — художник синкретический, впитавший и воплотивший всю сумятицу вкусов в нечто высшее и вместе с тем доступное», — писал известный поэт Д. Самойлов.
Смерть Высоцкого, как сказал Бродский, не только потеря для русской поэзии — это потеря для русского языка. Бард не заимствовал и не «слизывал» — он создавал: творил свой мир, свой язык. Несомненно также, что Высоцкий (одним из очень немногих) сумел в самые несвободные времена защитить честь свободного русского слова.
Так случилось — мужчины ушли, побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон, растворились в дорожной пыли.
Вытекают из колоса зерна — эти слезы несжатых полей,
И холодные ветры проворно потекли из щелей…
Для наиболее проницательных людей талантливость Высоцкого была очевидна. Синявский в 1974 году писал «об индивидуальном, авторском голосе поэта, осмелившегося запеть от имени живой, а не выдуманной России».
Я вам мозги не пудрю — уже не тот завод:
В меня стрелял поутру из ружей целый взвод.
За что мне эта злая, нелепая стезя, —
Не то, чтобы не знаю, — рассказывать нельзя.
«Поэт после смерти принадлежит всем?» Если — да, то только творчество или вся жизнь? Высоцкий в интервью 1974 года говорил: «Да зачем вам факты моей биографии? Кому это интересно: родился, жил… В моей жизни были другие моменты, которые для меня гораздо важнее».
Теперь нам интересно и важно все — не только спектакли и фильмы, песни и стихи, но также люди и события, даже мелочи и детали. Он был великим артистом, поэтом, бардом, оттого предполагал некоторую публичность проживания жизни.
Мы бдительны — мы тайн не разболтаем,
Они в надежных жилистых руках,
К тому же этих тайн мы знать не знаем
Мы умникам секреты доверяем,
А мы, даст бог, походим в дураках.
Правду о Высоцком хочется знать, и она нужна, уж слишком явным было противоречие между трагическими стихами и прекраснодушными воспоминаниями. Его жизнь была «невероятной по взлету и высоте полета».
Этот день будет первым всегда и везде
Пробил час, долгожданный серебряный час.
Мы ушли по весенней высокой воде,
Обещанием помнить и ждать заручась.
Любое время, а наше особенно, нуждается в правде и подлинности: резко возросла цена «человеческих документов» — писем, дневников, материалов. А песни-монологи Высоцкого — это живое свидетельство поколения, откровенно говорившего с современниками и оставлявшего «послания» потомкам. Время это подтвердило. Высоцкий столь же популярен в наши дни, как и в 70‑е.
От границы мы землю вертели назад
(Было дело сначала).
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Не пугайтесь, когда не на месте закат,
Судный день — это сказки для старших,
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.
Усилия приблизиться и понять живого Высоцкого не напрасны. Его стихи раскрывают не только безграничный талант Владимира Семеновича, но его отношение к жизни, к тем ее сторонам, которые нравились или отвергались им. Он не был сторонним наблюдателем, а всегда активным участником своей эпохи.
Но запеть-то хочется, лишь бы не мешали,
Хоть бы раз про главное, хоть бы раз — и то!
И кричал со всхрипом я — люди не дышали,
И никто не морщился, право же, никто.
Да зачем же вы тогда все: «вранье» да и «хаянье»?
Я всегда имел в виду мужиков — не дам.
Вы не слушали меня, затаив дыхание.
И теперь ханыжите, — только я не дам.
В судьбе Высоцкого, как и в судьбе любого другого большого поэта, есть и тайна, и дар. Тайна остается всегда, потому что «судьба не настигает людей извне, а рождается из глубин самого человека». Но судьба Высоцкого — это дар всем и на все времена.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Для нашего же поколения Высоцкий — это легенда и вполне живой человек, сумевший заговорить с читателями и слушателями на понятном языке, на интересующие их темы.
Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна.
А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд. Мне хочется поговорить о его стихотворении «Я не люблю». Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.
Я не люблю фальшивого исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.
Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.
И как у большого поэта, у Высоцкого от личного «я» идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений.
Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: «Я не люблю…» Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию. Он не хочет подстраиваться ни» к чьему мнению, голосу — пусть теперь послушают его собственный.
Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста.
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены —
На них милъон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю!
Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени.
В. Высоцкий – поэтический нерв эпохи
Непостижимо, откуда он, молодой, так много и так точно знал про нас про всех? Про войну — хотя сам не воевал. Про тюрьмы и лагеря — хотя сам не сидел. Про деревню — хотя сам коренной горожанин (дом на Первой Мещанской, в конце…). Откуда эта щемящая достоверность? Никакая тут не стилизация: он о родном, о своем поет:
Как во смутной волости,
Лютой злой губернии,
Выпадали молодцу
Все шипы да тернии.
Он обиды зачерпнул, зачерпнул
Полные пригоршни,
Ну а горе, что хлебнем, —
Не бывает горше.
Пей отраву, хочь залейся!
Благо денег не берут.
Сколь веревочка ни вейся —
Все равно совьешься в кнут.
Как успел он прожить столько жизней? И каких! И как невероятно много может сделать один-единственный человек.
В январе 1980 года он записывался для “Кинопанорамы”. Пел “Мы вращаем Землю”. Первая попытка — неудача. Вторая, третья, четвертая — тоже… Лишь пятая его немного удовлетворила. Вот уж кто не берег, не щадил себя, чтобы отыскать, открыть и пропеть правду, чтобы так сблизить совсем разные, далекие поколения.
Почти каждую свою песню он пел на последнем пределе сил человеческих. А сколько у него таких песен и сколько раз он так их пел? Какими трудами, нервами, кровью они создавались?
Его способность самоотдачи феноменальна. Чтобы так много отдавать, надо это иметь, но надо иметь и удивительную способность слушать, брать, видеть, впитывать — везде, всегда, от всех.
Слушая его, я, в сущности, впервые понял, что знаменитый древнегреческий Орфей, играющий на струнах собственного сердца, — никакая это не выдумка красивая, а чистая правда.
В его песнях ощущаешь, будто он сам все время прислушивается, боясь пропустить чей-то сигнал бедствия. Это он сам мчится кому-то на помощь, боясь опоздать. Это он сам справляет виноватые поминки по павшим, боясь кого-нибудь из них позабыть, не понять…
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души
Напополам…
Он бьет в набат, будит память, совесть. У каждого человека — свой голос, своя песня, но как мало мы знаем об этом, как поздно, банально, бессильно спохватываемся. В этом-то и состоит, быть может, самая первичная трагедия всех трагедий:
Кто-то высмотрел плод, что неспел,
Потрусили за ствол — он упал.
Вот вам песня о том, что не спел
И что голос имел — не узнал.
Может, были с судьбой нелады,
И со случаем плохи дела,
А тугая струна на лады
С незаметным изъяном легла.
Он как бы предчувствовал и почти досконально знал свою судьбу — будто сам загадал и сам же отгадал. А может быть, и так — сам ее делал, а потому и знал? Ведь его песни — это какая-то неистовая гонка, гонка и от гибели своей — и прямо навстречу ей.
Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять как вчера:
Обложили меня, обложили —
Гонят весело на номера!
Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату —
На свой, необычный манер
Он по жизни шагал над помостом —
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв.
В одном из интервью на вопрос: “Что бы ты подарил любимому человеку, если бы был всемогущ?” — Владимир Высоцкий ответил: “Еще одну жизнь”.
Этот его ответ стал пророческим для него самого. Своим даром он как бы обрел вторую жизнь после физической смерти. Его песни всегда будут звучать в кругу людей, которым дорога честь, справедливость и для которых главное в жизни — любовь к отечеству.
Сочинение на тему: Сила творчества В. Высоцкого.
Они уходят вдаль, но никогда не умирают,
И в песнях, и в стихах своих живут.
И. Тальков
Познакомившись с современными поэтами, мне бы хотелось остановиться на творчестве В. Высоцкого. Всего лишь один урок, где звучали стихи и песни в его исполнении, записанные на грампластинках, где рассказали о его жизни и творчестве, и несколько часов работы дома, а сколько нужного и интересного я узнала, поняла.
Все это заставило задуматься и сделать определенные выводы. И не согласиться со словами И. Талькова невозможно. В июле будет двенадцать лет, как нет этого прекрасного поэта, голос которого звучит во многих уголках нашей страны, продолжает жить, не умолкая. И вот у меня появился “свой собственный Высоцкий”, о котором мне бы хотелось рассказать.
О нем можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий —неординарная личность, одаренная натура, талантливый человек. Что бы ни делал: исполнял песни, снимался в кино, играл в спектаклях, — он всегда работал с полной самоотдачей, на износ.
Он был и остается самим собой, весь на виду со своими удачами и неудачами, сомнениями и убежденностью. И как доказательство этому — книга М. Влади “Владимир, или Прерванный полет”. Но песня — самое главное в его жизни.
По этому поводу он говорил: “Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну — театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую — только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!” Им написано много песен, в которых заключено все, что он думает об искусстве, о жизни, и о людях.
Творчество поэта многогранно и разнообразно. Кого-то покорила лирика о любви, кому-то ближе военные песни, кто-то рад “сказочным песням”. Хоть В. Высоцкий был и актером, попробовал на себе различные характеры людей, побывал в разных ситуациях, он всегда оставался искренним, простым и откровенным.
Писать по заказу Высоцкий не мог и не хотел, писал только о том, что его волновало, интересовало, о чем болели душа и сердце. В песне “Я не люблю” полностью раскрыты его взгляды на мир, на жизнь, показано его отношение к людям, к себе, что ему было дорого, что он ненавидел:
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.
Пусть меняется мир, пусть меняются взгляды у людей, пусть произойдет большой переворот в стране, В. Высоцкий не продаст свою совесть и не отступит от своих идей, он меняться не собирается:
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Сила творчества Высоцкого — в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал, не переживал, не переболел. Его песни — не просто мысль, облаченная в стихотворение — музыкальную форму, но состояние души. Он считал: “Неважно, кто и как исполняет, в какой форме! Важно — что! и интересно это людям или нет”.
Свое сочинение мне бы хотелось закончить словами самого В. Высоцкого:
Но кажется мне, не уйдем мы с историей
На заслуженный и нежеланный покой…
На сегодняшний день мы видим, что эти слова не нуждаются в доказательстве. В. Высоцкий продолжает свою жизнь.