Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу — о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему — общий. Поэтому сочинение по творчеству Горького можно писать с разнообразных сторон. В данной статье приведены примеры и темы для сочинений.
- Сочинение по творчеству Горького − 11 класс
- “Человек в творчестве Горького” — сочинение
- Сочинения по творчеству Горького М.
- «Герои и проблематика ранней романтической прозы М. А. Горького» — сочинение
- «Авторская позиция в романтических произведениях Горького»
- «Высокий и сложный тип личности Горького»
- Сочинение «Тематика произведений Горького»
- Сочинение «Творчество Горького в 1907 по 1917 годы»
Сочинение по творчеству Горького − 11 класс
Вариант 1
Я очень люблю творчество Максима Горького. В своих произведениях писатель поднимает достаточно важные проблемы, которые актуальны и в современном мире.
Каждое произведение уникальное и особенное, заставляет задуматься и вдохновляет на изменения в себе. Главным заданием творчества писателя я считаю изучение человека, исследование внутреннего мира в разных жизненных ситуациях.
Из всех рассказов Максима Горького я хочу выделить произведения «Макар Чудра» и «Челкаш».
В первом из них писатель рисует образы смелых, сильных духом и свободных людей. Главными героями рассказа стали цыгане, которые всегда считались романтичным образом воли и страсти. Достаточно интересно показана проблема любви. Несмотря на всю красоту и нежность этого чувства, именно оно может отобрать свободу. В рассказе показана борьба между любовью и желанием быть вольным. Как бы странно это не звучало, трагедия гибели героев воспринимается как победа воли и жизни.
В рассказе «Черкаш» автор создает достаточно интересный образ главного героя. Несмотря на то, что Черкаш описан достаточно хищным человеком, который и острое словцо может сказать, да и зарабатывает на жизнь воровской деятельностью, он вызывает уважение. Главный герой не теряет чувства собственного достоинства в любой ситуации, он свободолюбивый, умеет жить настоящей жизнью. Несмотря на трудности и жестокость жизни, Челкаш остается человеком, которым можно гордиться.
Именно из-за таких интересных исследований человеческой души мне больше по душе раннее творчество Горького: романтические произведения, в которых главные герои ищут себя, свое место в жизни, в любой ситуации остаются настоящими людьми с чувством собственного достоинства.
Вариант 2
Первые произведения Максима Горького дают читателю возможность познакомиться со взглядами писателя на мир в процессе становления его личности, знакомят нас с его пониманием жизни и чувств в этот непростой период. Раннее творчество М. Горького отличается тем, что в это время писатель создавал преимущественно рассказы романтического характера с целью побудить людей к действиям, изменить преобладавшее тогда пассивное, наблюдательское отношение к жизни.
Для достижения своей цели писатель создал собирательный образ героического человека,
который стал центральным во всех его ранних рассказах. М. Горький подарил своим персонажам неутолимую жажду жизни и полную самоотверженность. Каждый из его героев готов совершить любой подвиг ради своего народа, потому что считает своим долгом служить ему во благо.
Наглядным примером романтического произведения раннего периода в творчестве М. Горького является рассказ “Старуха Изергиль”. Автор наделяет своих литературных героев теми чертами характера, которые уважает и считает главными в человеке. М. Горький раскрывает нам, что ему нравится в человеке, а какие черты, наоборот, отталкивают. Устами старухи
Изергиль писатель рассказывает нам несколько историй.
На первый взгляд, эти истории не имеют ничего общего, но все они воспевают любовь и осуждают негативные человеческие качества. При этом каждый персонаж понимает и интерпретирует любовь по-своему. Так, бесстрашный молодой человек Данко искренне любил свой народ, поэтому не мог видеть его мучения и пожертвовал собой ради счастья других людей. М. Горький одобряет подвиг Данко, призывая всех быть такими же мужественными, восхищаясь способностью героя по-настоящему и бескорыстно любить. В образе Данко мы видим духовно богатую личность.
Другая история, с которой нас знакомит старуха Изергиль, описывает поступки негативного персонажа. Ларра был сыном орла, гордой и независимой птицы. Образ орла выбран М. Горьким не случайно, ведь именно эта птица ведет самостоятельный образ жизни высоко в горах, вдали от людей. Всю жизнь орла сопровождает одиночество, и смерть настигает его одного. Ларра был настоящим эгоистом. С помощью этого персонажа писатель осуждает тех, кто отказывается от других людей – друзей, родных, своего народа. Ларра так высоко задрал голову, что не видел никого кроме себя и не замечал своих проступков. Однако такой образ жизни рано или поздно вызывает невыносимую тоску и приносит одни страдания.
Мотив любви к свободе прослеживается в истории Радды и Лойко – вольных цыган, которые предпочли вечную свободу горячей земной любви. Идея жизни ради подвигов обрамляется историей жизни самой старухи Изергиль. Она рассказывает о себе как о женщине, которая никогда не была рабыней сложившейся ситуации, потому что смело выбирала свободу.
М. Горький сумел в своих рассказах передать энергию стойких, сильных морально людей, которые больше жизни ценили свободу. Писатель восхищается созданными характерами, побуждая людей творить, создавать, приносить радость окружающим, используя все существующие возможности.
“Человек в творчестве Горького” — сочинение
Максим Горький считал, что быть человеком – это превосходная должность, почетная миссия, которую непременно нужно заслужить. Писатель всегда относился к людям, как к великой загадке. Именно поэтому в центре практически каждого его произведения стоит человек, со своими мыслями, проблемами, хорошими и плохими качествами.
М. Горький часто задавал себе вопрос, что именно отличает настоящего человека с большой буквы? Ответ легко можно найти в его произведениях: гордость, чувство свободы, умение жить, ставить перед собой цели и достигать иx, жертвовать собой благих целей.
Писатель жил в достаточно интересную эпоху, именно это и позволило ему так точно и талантливо во многих произведениях показать человека, существующего во время перемен, краха старых устоев и начала нового социально-политического строя. Писателя всегда интересовало, каким будет человек будущего. Он восхищается гордыми и свободными людьми, любуется их мужеством и умением жертвовать ради себя. Эти и противоположные качества М. Горький показывает на примере героев рассказа «Старуха Изергиль». Автор подчеркивает, что жизнь для себя, без заботы о других, заканчивается полным одиночеством и разочарованием.
Достаточно интересно писатель показывает внутренний мир человека в произведении «Челкаш». Несмотря на всю жестокость жизни, на нечистую деятельность, которой приходится заниматься главному герою, он сумел сохранить в себе лучшие качества, не потерял чувство собственного достоинства, сострадания и любви к близким людям. В рассказе Челкашу противопоставляется Гаврила, который, несмотря на свою внешнюю привлекательность, не способен стать «настоящим человеком».
Я полностью согласна с М. Горьким в его высказывании, что человек – это звучит гордо. Но только человек настоящий, свободолюбивый, тот, который имеет чувство собственного достоинства, ставит перед собой высокие цели и талантливо достигает их.
Сочинения по творчеству Горького М.
«Герои и проблематика ранней романтической прозы М. А. Горького» — сочинение
М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный Олимп. Все потому, что уже в первых своих произведениях он выступил новатором. Горьковеды уже в 20–30‑е годы заговорили о горьковском этапе в русской литературе XX века. Во многом они оказались правы.
Горький поставил перед собой задачу: переделать мир мерзости и насилия. «Я шел босым сердцем по мелкой злобе и гадостям жизни, как по острым гвоздям, по толченому стеклу», ‑писал он в автобиографическом рассказе «Герой». «Гадости жизни» не давали ему покоя. Их искоренению он и посвятил свое творчество.
Первый период творчества Горького связан с такими романтическими произведениями, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». В них Горький, чтобы разбудить серые и скучные лица современников, заразить их энергией созидания, предлагает необычных героев, не похожих на обычных людей. При этом автор использует нетрадиционные рассказы, в основе которых лежат легенды («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), сказки («О маленькой фее и молодом чабане»), песни («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
Главный мотив в этих произведений — это жажда подвига, стремление посвятить свою жизнь, свои свободолюбивые порывы людям.
Так, Данко, чтобы осветить путь заблудившимся во мраке людям, вырывает из груди сердце. И оно, как пылающий факел, светит им во мраке, спасает от смерти. Легенда о Данко вызывает восторг писателя, потому что он вывел людей из «леса», «болот», «смрада». Разорвав грудь, поднял он сердце свое, как факел, совершив подвиг любви во имя человека, брата своего. Все законы романтической поэтики соблюдены: сюжет строится на антитезах «герой» — «толпа», «тьма» — «свет».
Герой легенды «Макар Чудра», Макар, своим высшим идеалом считает вольную цыганскую жизнь.
Прекрасна и влюбленная пара — цыгане: красавица Радда и мужественный Лойко Зобар. Лойко не пожелал принять брошенный девушкой вызов (она отдаст ему свое сердце, только если он опустится перед всем табором перед ней на колени и признается в любви), и на глазах всего табора вонзил острый нож в сердце любимой девушки. Но и сам все-таки опустился перед ней на колени, пронзенный ножом отца возлюбленной, старого солдата Данилы. Так закончилась история любви этих красивых « и душой, и телом» гордых людей, отдавших предпочтение смерти, нежели жизни без свободы.
Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество, невозможность счастья. Они становятся рабами этого чувства, готовы отдать за свободу жизнь, но утрачивают способность жертвовать чем-то ради любимого человека.
Не по душе Горькому люди, страдающие высокомерием, гордыней, индивидуализмом по отношению к людям. «Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». Жестоко поплатился за эти отвратительные качества сын женщины и орла, получивший имя Ларра, что значит — отверженный, выкинутый вон.
Ларра убил девушку только за то, что она не захотела идти с ним. Ларра наказан: обречен на вечное одиночество, вечное скитание по свету. Нет у него друзей. Нет ему смерти; радости, любви тоже нет в его жизни. «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»
В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» наглядно проявились социально-политические аспекты. Два образа-символа — свободолюбивого Сокола и мещански самоуспокоенного Ужа прошли через всю творческую биографию Горького.
Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!” Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”.
Главная заслуга писателя заключается в том, что хилым персонажам с несчастными душонками, пытающимся разобраться в собственных болячках, он противопоставил героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигу во имя высокой идеи. Данко отдает свою жизнь ради спасения других людей. Ведущие образы написаны ярко, колоритно. Это герои не типические, как в литературе критического реализма, они просты, статичны, без развернутой предыстории и психологических характеристик.
«Авторская позиция в романтических произведениях Горького»
Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Являясь представителем бесконечно талантливого русского народа, он любил и понимал родной язык, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений. В своих произведениях писатель отразил эпоху, в которую жил. Особенно это проявляется в его ранних рассказах. Молодой Горький ощущает в себе призвание литератора и пишет несколько романтических произведений, где выступает как автор и оригинальный рассказчик.
В рассказах “Макар Чудра”, “Песня о Соколе ”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободолюбии представлены в виде повествования старого, обученного жизненным опытом человека: цыгана Макара Чудры, крымского чабана Надыр-Рагимоглы. И рядом с ним мы видим образ ещё одного героя- «проходящего», слушателя, от лица которого ведётся повествование. Его можно назвать автобиографическим героем, так как его судьба очень схожа с судьбой молодого Горького.
Он занимает в рассказах не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого направления значимость его очень велика.
Автобиографический герой-выходец из низов, который стремится к новым открытиям и познаниям. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его необыкновенное восприятие природы вносит в рассказы романтическое начало, радость, необычность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…”
Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этим мудрым человеком, потому что главное для него “ходить…”, “учиться и учить”.
Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.
Автобиографический герой — романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа “фигуру” из народа — то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.
Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности. В каждом из рассказов Горького присутствует тема свободы и силы человеческого духа. Каждый персонаж в рассказах постоянно сохраняет собственный жизненный принцип, жизненную позицию. Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, а всё остальное отрицают и игнорируют.
Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.
О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.
Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует спокойствие и сбалансированность жизни.
Таким образом, ранние романтические рассказы Горького открыли мне не только автора-лирика, но и необычно возвышенных героев, стремящихся к высокой цели. Я впервые увидел произведения, где рассказчик является непосредственным участником событий, а от его позиции зависит дальнейший сюжет рассказа.
«Высокий и сложный тип личности Горького»
С автобиографическими повестями Горького связаны и некоторые его рассказы 20‑х годов, рассказы-воспоминания, в которых нет собственно фактов автобиографии, но несомненно отражен некий пережитый духовный опыт автора — опыт испытанных им сомнений, искусов, надежд и разочарований. Один из лучших среди них — «Отшельник» (1923).
В главном герое с большой пластической силой запечатлен тип утешителя, не перестававший волновать писателя долгие годы, о чем свидетельствует целая цепочка образов в его произведениях: Лука из пьесы “На дне” читать краткое содержание. Серафим из «Дела Артамоновых», размышления о типах утешителя в статье «О пьесах» (1933) др. С загадкой подобного человеческого типа был связан мучивший Горького всю жизнь вопрос о. сущности любви, сострадания и правды, о том»как он и, соотносятся между собой и как конфликтуют. В пьесе «На дне» идея утешительства, жалости развенчивается, хотя и не вполне последовательно. В рассказе же «Отшельник» (1923) в образе бывшего пильщика и странника, теперь отшельника — дедушки Савела — автор рисует утешителя с нескрываемым чувством восхищения.
В изображении Горького любовь и в этом рассказе не всегда согласуется с правдой, что звучит укором последней: Савелий каждому говорит правду, «кому какую надо», и порой «немножко» обманывает. Однако автор-рассказчик, а с ним вместе и читатель, несомненно, поддается обаянию этой души, ее соловьиной песни, обращенной ко всему живому в мире, способности старика Савелия безошибочно отгадывать боль в сердце каждого и смягчать ее состраданием и надеждой.
С повестью «Мои университеты» перекликаются очерки-портреты, составившие богатый, плодоносный слой в творчестве Горького 20‑х годов. Среди них мемуарные очерки «Время Короленко» (1922). В. Г.Короленко» (1922). «О Михайловском» (1922), вошедшие в цикл «Заметки из дневника. Воспоминания» (1923) — «А. А. Блок», «Н. А. Бугров», «Савва Морозов» др., — «Л. Н. Толстой» (1924), «Сергей Есенин» (1927), «Иван Вольнов» (1931) и др.
Высокий и сложный тип личности-привлекал Горького в Толстом (Лев Толстой», 1919). Очерк возник на основе заметок Горького о давних его встречах с Толстым в Крыму в 1901–1902 годах и впечатлений, связанных с «уходом» Толстого из Ясной Поляны и его смертью и вылившихся тогда, в 1910 г., в неотправленное письмо к Короленко. Сохраненный в композиции очерка принцип «отрывочных заметок», сменяющегося фрагмента-кадра нужен автору для того, чтобы воспроизвести впечатление живого Толстого, сказать о нем то, что думает, «пусть это будет дерзко и далеко разойдется с общим отношением к нему».
Вглядываясь в общую художественную логику очерка, можно уловить в нем принцип развертывающегося «веера», который позволяет открывать в бесконечно многостороннем духе Толстого все новые и новые грани. «…Безгранично разнообразен этот сказочный человек» — ведущий мотив очерка. Мы узнаем в Толстом черты «мудреца и артиста». заступника русского мужика, мученика совести и великого жизнелюба. неутомимого испытателя человеческих душ и богоискателя, азартного охотника, язычника и сурового «христианина», любуемся озорством богатыря и изяществом аристократа.
Герой очерка предстает перед нами почти вне домашнего быта, семейных отношений и связей. Толстой и собеседники, мысли и речи его; Толстой и природа («Он ходит по дорогам и тропинкам скорой, спешной походкой испытателя земли»), наконец, пластический облик художника, портретные детали (руки «нервные», «точно он живых птиц держит в пальцах», «движение пальцев, всегда лепивших что-то из воздуха») — основные поля проявления характера и его образных зарисовок в очерке.
В высказываниях Толстого, что весьма примечательно, мало мест; занимают суждения о литературе. Горький замечает по этому поводу:
«Мне всегда казалось — и думаю, я не ошибаюсь — Л. Н. не очень любил говорить о литературе, но живо интересовался личностью литератора. Вопросы: «знаете вы его? какой он? где родился?» — я слышал очень часто. И почти всегда его суждения приоткрывали человека с какой-то особенной стороны». «По поводу В. Г. Короленко он сказал задумчиво: — Не великоросс, поэтому должен видеть нашу жизнь вернее и лучше, чем видим мы сами. О Чехове, которого ласково и нежно любил: — Ему мешает медицина, не будь он врачом, — писал бы еще лучше». Горькому Толстой говорил: «Вы — сочинитель. Все эти ваши Кувалды — выдуманы». О нем же: «романтик», приукрашивающий жизнь, «сомнительный социалист».
Неотступными мотивами размышлений и бесед Толстого, по наблюдениям Горького, были вопросы «о боге, мужике и женщине». Самой главной среди них была тревога о боге, ставшая сквозным мотивом произведения. «Мысль, которая, заметно, чаще других точит его сердце, — мысль о боге…» — этими словами очерк начинается, а кончается беседой с Горьким о вере и восклицанием автора: «Этот человек-богоподобен!»
Толстой, убеждающий Горького, что «вера — это и есть усиленная любовь», в своем отношении к вере, к богу до конца остается для автора очерка тайной. Загадочен его «странный афоризм», поразивший Горького: «Бог есть мое желание». Можно предположить, что за этими словами стоит стремление постичь бога как смысл жизни, «желание», могучее и страстное, томившее Толстого всю жизнь, но так. согласно догадкам мемуариста, до конца и не исполнившееся. В вере Толстого, по наблюдениям Горького, не раз сквозила двойственность. В Толстом сходятся великая гордыня «человека человечества», непокорство ума, «напряженное сопротивление чему-то, что он чувствует над собой», и в то же время стремление по-христиански смирить, обуздать себя. Неслучайно упоминание в очерке книги Льва Шестова «Добро в учении графа Толстого и Фр. Ницше» (1900), вызвавшей у Льва Николаевича хотя и ироничную, но по существу вовсе не отрицательную, а, может быть, даже втайне и одобрительную реакцию. Кажется, сам автор очерка склонен примерить к своему герою шестовский угол зрения. А этот угол зрения таков. Изведав границы добра и сострадания, испытав в своей жизни моменты бессилия любви. Толстой скрывает от самого себя подобные сомнения и переходит от философии к проповеди. Там, где умолкает философия, начинается его «учение». Фигура Толстого в горьковском освещении много раз, и недаром, рисуется в ореоле таинственного погружения в молчание.
Сочинение «Тематика произведений Горького»
Для издания «Сказок» в 1919—1920 годах Горький (от имени редакции) написал вступление, где есть очень важная мысль: «Мы любовно ухаживаем за цветами, мы пламенно любим множество других прекрасных бесполезностей, таких же, как цветы, и вот за душой человека, за сердцем его,— не умеем мы так ласково ухаживать, как следовало бы». Твердо можно сказать, что «Сказки» (1906—1913), «По Руси» (1912—1917), «Детство» (1913), «В людях» (1914) проникнуты такой заботой. Вполне различимо и другое сходство. Художника увлек вечный вопрос — о взаимодействии первичного, человеческой природой заложенного, и вторичного, социально навязанного. Только результаты таких наблюдений в России и Италии не совпадали.
«Сказки об Италии», по горьковскому определению,— сказки о жизни. В текущих событиях этой страны, в ее быту и обычаях, и национальном характере народа писатель нашел ясную перспективу для реализации своих идеалов. Правда, позже он сказал о себе: «автор несколько приукрасил итальянцев», что, однако, не помешало выразить важные для него представления о настоящем и будущем. Большинство героев «Сказок» свято чтут светлый опыт прошлого: «помнить — это все равно, что понимать». Безвестный старик рыбак, передовой рабочий, другой старик — отец двух сыновей-смельчаков — все они воспринимают былые свершения «рудой, которую должны сделать сталью». И верят: «Дети будут Лучше нас, и жить им будет легче». Народные традиции проясняют мечту, а она позволяет верно судить о минувшем, стойко держаться в текущих событиях. Сплоченность, активность позиции придает «молодой демократии» Италии уверенность в совместной работе и борьбе за счастье. Такой оптимистический вывод возникает как будто в связи с общественными деяниями трудящихся (стачками, строительством туннеля). Но Горький не был бы Горьким, если бы он тем и ограничил свое понимание прогрессивной культуры. Весьма необычно определил он ее в письме А. М. Коллонтай (1911), «новые запросы жизни, отношение к женщине и т. д.».
В «Сказках» темные начала побеждает каждый сильный человек — в любви, служении красоте. В этом смысле мужественная и пылкая Нунча, завоевывающая своего возлюбленного, или мать, спасающая сына,— не менее значительны. Трудность преодоления и радость свершения как источник сопричастности вечно прекрасной природе — здесь тоже шаг к грядущей гармонии. Писатель как бы обнимает единым взглядом яркую, ликующую итальянскую землю: «море блестит словно шелк», солнце «творит сказки» — и видит единение с нею человека. Все вместе люди изживают страх, слабость, душу, «сжатую темной скорбью», мысль, «истерзанную противоречием».
В цикле «По Руси» нет столь мажорно озвученных картин, победных настроений и интонаций. Здесь царствует мудрый и трезвый анализ действительности. Проходящий пристально наблюдает каждого человека, чтобы «заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова». Напряженный процесс познания раскрывает перед читателем обилие неповторимого человеческого опыта и суть его осмысления. Содержание каждого рассказа поэтому расширено во времени и пространстве: исповедью встреченных героем-повествователем людей, его собственными ассоциациями и раздумьями. Да и каждая объективная зарисовка таит в себе субъективный акцент. Даже пейзаж как бы выражает высшую цель того, кто им любуется. Проходящий поражен буйной силой: «Ожила вся огромная земля к весенним родам, потягивается, высоко вздымая лохматую влажную грудь, хрустят ее кости…» А заканчивается картина волевым побуждением: «протянуть бы руку, властно положить ее на гору, на берег и сказать: «Стой, пока я не дойду до тебя». Земная мощь прекрасна сама по себе. Призвана же она передать желание проходящего найти свой берег в разливе стихии и трудности этого поиска.
Выразительное слово рассказчика подчиняет себе наши эмоции. Сразу создается мучительное ощущение: повсеместно унижены подлинные достоинства мира. «Человечья жизнь» напоминает «хорошую песню, обидно испорченную безголосым, глухим певцом. «Бестолковая тоска» оседает не только в маленьких городках, а на берегах вольных речек. Многих своих собеседников проходящий вновь именует «неудавшимися людьми»: они вдумчивы, имеют «емкую душу» и одновременно холодно замкнуты, своевольны, циничны. Всюду расточается, оскверняется изначально прекрасное. Но ведь такой взгляд не просто критичен. Он обязывает задуматься о погашенном кем-то свете, о некогда звучавшей мелодии. Во многих рассказах, благодаря острому вниманию, на какой-то момент «восстанавливается» природная сущность человека, он как бы заново оживает, хотя и ненадолго. Мечта о красоте выражена открыто. Поэтому с особым эмоциональным подъемом рассказано о сильных натурах, людях светлой мысли. Вдали от родины Горький стремился осмыслить противоречия и возможности русской жизни.
Сочинение «Творчество Горького в 1907 по 1917 годы»
Первая русская революция, несмотря на её поражение, нанесла непоправимый удар по самодержавию, посеяла страх и растерянность во всем буржуазно-помещичьем лагере не только в России, но и в странах Запада. В то же время революция 1905 года вселила в сознание широчайших масс, трудящихся веру в неизбежность победы над царизмом, над всем буржуазно-помещичьим строем. Когда в период наступления реакции значительная часть буржуазно-дворянской интеллигенции, в том числе писателей, резко повернула вправо, Горький снова возвысил свой голос в защиту революции, в защиту прогрессивной, подлинно народной литературы.
Правда, в этот период Горький и сам допустил серьезные ошибки, увлекшись теорией «богостроительства», проповедуемой русскими махистами. Это отразилось в ряде статей писателя, а также в повести «Исповедь» (1908).
Необходимо отметить, что горьковская идея богостроительства не имела ничего общего с церковным богом. «Бог,— писал Горький,— есть комплекс… идей, которые будят и организуют социальные чувства…»1 Социалистическое учение — по силе эмоционального захвата, им людей — Горький готов был сделать верой, религией. У писателя, по определению Ленина, данному в письме к Горькому в ноябре 1913 года, были «наилучшие намерения», и тем не менее идеалистическая теория богостроительства, как попытка соединить религию и социализм, была социально, политически вредной. Это глубоко вскрыл Ленин в одном из писем к Горькому. Заблуждения писателя он объяснял попыткой «согнуться до точки зрения общедемократической вместо точки зрения пролетарской» 2.
Письма Ленина к Горькому являются свидетельством того, с каким вниманием относился Владимир Ильич к великому пролетарскому писателю. Он и в последующие годы проявлял огромную заботу о Горьком, стремясь уберечь его от чуждых влияний и привлечь к активному сотрудничеству в большевистской прессе. В ряде писем Ленин благодарит Горького за участие в «Звезде» и в других большевистских газетах, просит помогать «Правде».
Выступая с революционных позиций, учитывая уроки 1905 года, Горький особенно острой критике подвергает декадентскую литературу с её проповедью индивидуализма, антиобщественности. «Современного литератора трудно заподозрить в том, что его интересуют судьбы страны»,— писал он в 1909 году, имея в виду тот тип русского писателя-декадента, «антиобщественника», который вышел на литературную арену в годы реакции.
Ведя борьбу против декадентства, Горький не отрицал того, что среди писателей-модернистов были по-настоящему талантливые люди. Наоборот, именно потому, что реакционные идеи выражались талантливо, в яркой художественной форме, влияние таких произведений было особенно опасным. Достаточно вспомнить такой эпизод: прочитав сатирическую сказку Горького о певце смерти Смертяшкине (III сказка из цикла «Русские сказки»), поэт-символист Ф. Сологуб обиделся на писателя, считая, что в образе Смертяшкина показан он, Сологуб. В ответ на резкое письмо Сологуба Горький писал ему: «Я отношусь отрицательно к идеям, которые Вы проповедуете, но у меня есть известное чувство почтения к Вам как поэту; я считаю Вашу книгу «Пламенный круг* образцовой по форме и часто рекомендую её начинающим читать как глубоко поучительную с этой стороны».
В борьбе с реакционной литературой особенно большое значение имели статьи Горького «О цинизме» (1908) и «Разрушение личности» (1909). В последней из них, резко критикуя пессимистическую литературу и философию, Горький говорит о народе как о создателе всех материальных ценностей, о силе и величии его гения, о неиссякаемых источниках народного творчества, о громадном значении фольклора для письменной литературы. Русские классики, пишет Горький, потому и создали великую литературу, что они хорошо знали жизнь народа, были его учителями и защитниками, выразителями его интересов. Именно этого и не хватало буржуазно-дворянским писателям XX века. Разоблачая реакционную сущность упадочной литературы тех лет, Горький показывает, что она отошла от великих реалистических традиций русских классиков, что она антипатриотична, что она изменила народу. Эти же мысли находим в статьях Горького «О «карамазовщине» и «Еще о «карамазовщине» (1913), написанных в связи с готовившейся Московским Художественным театром инсценировкой романа Достоевского «Бесы». Это «представление»,— писал Горький,— затея сомнительная эстетически и безусловно вредная социально».
Статья «О «карамазовщине» вызвала взрыв бешеной злобы в буржуазной прессе, Горького обвиняли в неуважении к великому писателю Достоевскому, в попирании святынь и т. п. Горький тогда написал вторую статью, которую Ленин определил как «ответ на «вой» за Достоевского» ‘. В ней Горький еще острее поставил вопрос о борьбе с реакционными идеями в литературе, о проповеди бодрости, духовного здоровья, о необходимости «организующих идей и сил… более мощных», чем это требовалось восемь лет назад, т. е. в 1905 году.
Борясь с реакционными идеями в литературе и искусстве, Горький в то же время вел большую работу по воспитанию литературных кадров из народа, из среды рабочего класса. В 1911 году на основе изучения более четырехсот рукописных произведений писателей-самоучек, вышедших из народных низов, он напечатал статью «О писателях-самоучках». Анализируя эти, еще художественно незрелые произведения, Горький указывал на духовное превосходство писателей из народа над представителями упадочной буржуазно-дворянской литературы, на их бодрое, «дееспособное», активное настроение. Горький вел обширную переписку с писателями из народа, с начинающими литераторами. Его письма проникнуты теплотой, большой заботой о писателях.
Возвратившись в 1913 году в Россию — после амнистии, объявленной правительством в связи с 300-летием дома Романовых,— Горький принял активное участие в подготовке «Первого сборника пролетарских писателей», изданного в 1914 году.
Даже в условиях жестоких репрессий в годы империалистической войны Горький продолжал работу по привлечению на сторону революции лучших писателей, приобщая их к сотрудничеству в издательстве «Парус» и журнале «Летопись», едва ли не единственном в то время легальном антимилитаристском печатном органе. В «Летописи» была напечатана антивоенная поэма Маяковского «Война и мир», в издательстве «Парус» вышел его сборник «Простое как мычание». Горький поддержал антивоенные настроения В. Брюсова, напечатав в своем журнале его стихотворение «Тридцатый месяц». Он искренне радовался большому таланту А. Н. Толстого, вступившего в начале 10‑х годов в литературу; о нем он писал в письме к М. Коцюбинскому: «Обещает быть большим, первостатейным писателем». Горький поддержал и благословил первые литературные шаги В. Шишкова, А. Чапыгина, Тренева, Ф. Гладкова и других писателей, которые после победы Октября вступили в молодую советскую литературу.