Эпизод смерти Базарова – разбор сцены

Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды Базарова, в деталях описывает его характер. Через этого персонажа Тургенев анализирует явление нигилизма, охватившего всю страну в 60‑х годах XIX столетия.

Эпизод смерти Базарова – разбор сцены

Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу.

Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности.

Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха. Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок.

Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала).

По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь.

Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту. Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

27 глава – смерть Базарова

В романе “Отцы и дети” Тургенев показывает образ человека, который является представителем нового поколения, этот человек главный герой Евгений Васильевич Базаров. На протяжении всего романа Базаров — нигилист, он отрицает некоторые вещи или чувства, к примеру любовь.

В главе двадцать седьмой Базаров приезжает в родительский дом и усердно работает, продолжает излучать сильную энергетику, и даже его родители стараются не быть назойливыми по отношению к сыну, проявляют осторожность.

Василий Иванович — отец Евгения, по своей профессии лекарь. К нему приезжали люди за помощью, некоторых привозили. Так, однажды к нему привезли мужчину, больного тифом. Его было уже не спасти, бедное тифозное тело ожидал только летальный исход.

Енюша ( так называли Евгения родители) давно не практиковался в медицине и решил сам препарировать тело, но по своей неосторожности порезался, а после оказалась, что он и вовсе заразился тифом. Бредивший, лежащий с температурой, но находящийся всё ещё в своём уме, Евгений понимал, что уже никакая вера, никакие лекари его спасти не смогут.

Базаров — нигилист по своей натуре, но своей смерти и её неизбежности он не отрицал. Василий Иванович до конца скрывал от своей жены Арина Власьевны, что происходит с их сыном, но она и так всё понимала, тихо закусывает губу, плачет, молча отходя от комнаты, где лежал несчастный Енюша.

По просьбе Евгения, к нему должна была приехать Одинцова. Анна Сергеевна провела возле Базарова всё время, которое было ему отведено перед сном, спать ему совсем не хотелось, но когда он всё же уснул, уже просыпаться ему было не суждено.

Иногда бывает тяжело признавать некоторые вещи, особенно если ты их не ожидаешь, и они происходят из-за какой-то глупости. Но Евгений Васильевич Базаров сделал то, что от него нельзя было ожидать. Обычно отрицающий всё человек, так тихо и без борьбы смирился с тем, за такое короткое время, с чем некоторые не могут смириться годами, зная изначально, что всех ожидает одна и та же участь.

Сочинение про смерть Базарова

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма.

Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками. Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире.

Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать.

Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать. И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка.

Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.

Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Он внезапно понимает, что рьяно хочет проживать каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. Перед ее взором осознается, что наука – это всё ложное, она не способна ему прийти на подмогу. «Человеку нежен человек»! Базаров даже обращается к Богу за просьбой.

И в конце у героя прозрение: жить необходимо! Как говорил Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к Одинцовой – вот истинная ценность. Семья, родители, — вот к чему нужно быть приближенным, а не к теории нигилизма.

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…

Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!

Базаров – испытание смертью

Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, – многозначительно оговаривается автор, – но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям».

В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик – «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача – отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?».

Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» – Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли.

Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас – мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

«У каждого человека есть своя судьба! – размышлял писатель. – Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>.

Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора.

Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

Базаров попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь».

И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

Остается – работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную – забывает прижечь порез на пальце.

Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

«Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг», – заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде.

С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», – заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься – пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…».

Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, – рассказывает Тургенев, – когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» .

Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее.

Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…».

Сила и слабость базаровского нигилизма

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

Нигилизм Базарова и смерть героя

В произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети» появляется «новый тип» людей, полностью отрицающий общепринятые нравственные и культурные ценности общества. Идеология главного героя имеет противоречивость. Базаров с неприязнью относится к дворянству из-за их зажиточности и ленивости, негативно отзывается о крепостном праве, что раскрывает его положительные стороны , но насильственное противостояние любви показывает слабость мужчины, ведь практическая теория «ломается».

Молодой нигилист считает, что самодержавно-крепостническая система, изжившая себя, не поможет для светлого развития будущего страны, поэтому для преобразования важно нововведение ‚которое внесут потомки. Паразитизм господствующего класса проявляется в том, что они ничего не делают для обогащения ума, создания идей, помогающих улучшить положение России: «Исправьте общество, и болезней не будет».

Также Базаров – это защитник простого народа, замучившегося от невежества и рабского отношения со стороны аристократов, думающих только о материальном благополучии и выгоде. Одна из его задач- проповедовать крестьянам мировоззрение, при котором они имеют право не зависеть от хозяев. Так сказать, разрушить подобострастное сознание людей, привыкших автоматически подчиняться высокопоставленным лицам.

Следует упомянуть, трудолюбие главного героя поражает тем, что он любит изучать естественные науки, исследовать окружающий мир и открывать неразведанные доводы. Он безвозмездно работает, потому что не нуждается в материальном достатке ‚так как ненавидит искусство производить деньги. Именно критический ум борца за справедливость и уверенность в суждениях доказывают, что Базаров –образованный человек, знающий много информации.

Идеология мужчины имеет ряд слабых мест, так как он не может сопротивляться любви. Страстные чувства, которые зарождаются в его нежном сердце к Одинцовой, буквально выходят наружу. С помощью грубости Базаров пытается скрыть глубокую симпатию, но терпит поражение: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих относится сия особа». Нигилистические взгляды мужчины не способны отрицать вечные ценности, поэтому судьба посылает испытание любовью.

Потребительское отношение к природе раскрывает интеллигента как человека, не умеющего видеть прекрасное , чтение художественных книг ему незнакомо, поэтому он культурно не просвещён. Он лишён широты кругозора ‚потому что развит односторонне, погружаясь лишь в науку, объясняющую все жизненные явления. Неприятие природы, искусства и поэзии сужает многообразие красоты, поэтому он живёт лишь по теориям, где повседневным эмоциям нет места.

Нигилизм Базарова одновременно показывает его уверенным борцом за суждения в сфере знаний, но, когда дело касается неподвластным чувствам, главный герой бессилен и поэтому мертв.

Почему Тургенев «убил» Базарова

Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство.

Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям.

Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни.

Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе.

Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа?  Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Читайте также: Легенда о Данко – сочинения и анализ рассказа М. Горького.

Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.

Оксана
Оксана

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Оцените автора
Litfest
Добавить комментарий

5 × 3 =