Сочинение на тему «Нравственные уроки грибоедовской комедии»

Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение

Вариант 1

На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и хочу поговорить о нравственности. Нравственность-это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий-полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово.

В фамусовском обществе из-за этого пошел слух, что Чацкий сумасшедший. Тем самым, Александр Сергеевич пытается сказать нам, что не нужно быть излишне любознательным. Софья-дочь Фамусова. Автор высмеивает в ней распущенность. Девушка любит окружение мужчин и на все готова ради любви. Фамусов-управляющий. Всегда отстаивает свою точку зрения, всегда всех и во всем винит, конечно, кроме себя. Молчалин-притворяется, что любит. Свое истинное лицо показывает только в общении с Лизой. Лиза-служанка. Простая девушка, не может найти настоящую любовь. Свою любовь. Все герои кроме Чацкого зависимы от чужого мнения. Любят сплетни. Я думаю, что нравственность не врожденное качество. Нравственность зависит от воспитания человека и его общества.

Вариант 2

Если разобрать каждое действующее лицо, то можно посмотреть каждый нравственный урок Грибоедова. Сначала разберёмся что такое нравственное лицо? Возьмём, например, Маяковского и его произведение «Что такое хорошо? Что такое плохо». Чацкий-полковник. Он был шутником, общительным любит говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, очень любознательный и всегда пытался везде вставить своё слово-от этого пошёл слух что он сумасшедший. Тут Грибоедов доносит до нас, что не нужно быть любознательным. София-дочь Фамусова. Девушка очень ранимая, готова на всё ради любви, но при этом не падает в омут с головой. Любит окружение мужчин. Распутность-эту черту высмеивает Грибоедов в Горе от ума. Фамусов-управляющий в казённом доме, всегда отстаивает свою точку зрения, зол, всех во всём винит кроме себя, эгоистичен. Лизонька-служанка. Довольно простая девушка, не как не может найти свою любовь. И главное все герои зависимы от чужого мнения, сплетники (кроме Чацкого).

Вариант 3

В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух, что он сумасшедший. Он, в целом, говорит правильные вещи: «Чины людьми даются, А люди могут обмануться …» Но, увы, не обладает чутьем оратора, не может донести и преподнести свою мысль так, чтобы она посеяла смуту, нашла эмоциональный отклик в сердцах людей. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» — Чацкий единственный в этой комедии, кто не разносит сплетни, не возносит до космоса чужое мнение. В этом и его ошибка – иногда и следует прислушаться к умному человеку.

Так же, мне показали, что нужно обладать ораторским мастерством, что любопытство – не порок, а болезнь Фамусов — управляющий в казённом доме. Всегда отстаивает свою точку зрения, зол, в своих ошибках обвиняет других. Фамусов — эгоист. «Забрать все книги бы да сжечь» Эти слова показывают, что Фамусов – консерватор, потому как люди, которые хотят что-то изменить, обычно любят читать и познавать новое.

Люди хотят что-то изменить по двум причинам: им не нравится то, что есть, либо они знают, что бывает лучше. Фамусов же не знает, что бывает что-то, кроме его скромного мирка с бумажками, а узнавать не хочет – не читает. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» Так же, я считаю, что Грибоедов старался показать: Фамусов любит одинаковость и постоянство. Не такая плохая черта, как ее обычно преподносят, а, скорее, инстинкт. Люди не любят выходить из зоны комфорта, им проще разобраться в поступках и мотивах одинаковых людей.

Если каждый человек индивидуален, предугадать других сложнее. Грибоедов увлекался психологией, был разносторонним человеком и, мне кажется, мог показать Фамусова, как обычного человека (как я и Вы, мой дорогой читатель), лишь показав недостатки крупным планом, а достоинства скрыл. Итак, Грибоедов в своей повести показал мне, как важно образование (ораторское мастерство в частности), как важно уметь себя подать в обществе. Его комедия так же показала мне, что люди могут быть индивидуальны, им можно показывать свою «инаковость». В чем она у Вас, читатель? Нет, не ваш характер, а какая-то черта, привычка. То, чего нет у других. Я, например, хожу дому только на цыпочках. Вы, может, умеете шевелить ушами, или играть на гитаре пальцами на ногах. Может быть, Вы никогда не носите черный, а, может, белый. Грибоедов показал: будьте разными.

Вариант 4

Комедия А. С. Грибоедова бессмертна. Говоря о комедии, современник Грибоедова Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». И он был прав. Комедия бессмертна по многим причинам: это и всегда актуальный сюжет, и вечные образы, и сам язык, которым написана комедия: ведь огромнейшая часть выражений вошла в нашу обиходную речь.

Сюжет же не потеряет своей актуальности благодаря проблемам, поднятым в произведении. Комедия заключает в себе два конфликта: столкновение Чацкого с фамусовским обществом и интригу любви... . А любовь, как и «борьба свежего с отжившим», во все времена будет иметь место. Также и типы. Разве переведутся когда-нибудь Молчаливы — подхалимы, умеющие добиться всего лестью и угождением? Нет! Они всегда будут «блаженствовать на свете». Или, к примеру, Фамусовы — рьяные приверженцы консервативных взглядов, противники всякой новизны? Или те же Скалозубы, получающие награды за то, чего не делали, и хвастающиеся подвигами, которых не совершали? Не переведутся и Репетиловы, пустые, никчемные представители своей эпохи. И, конечно же, «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого», поэтому-то «Чацкие живут и не Переводятся в обществе», хотя в последние годы о Чацком появились и другие суждения.

Проблема нравственности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» — это благороднейшее гуманическое

произведение..., протест против гнусной расейской

действительности, против чиновни­ков, взяточников,

бар-развратников... против невежества,

добровольного холопства.

В. Г. Белинский

Отношение к человеческой личности, к ее достоинству, к труду, к чести и бесче­стью, к правде и лжи, к любви и дружбе — это проблемы, актуальные во все времена.

Люди и сегодня задумываются над вопросами: как жить? что значит иметь человеческое достоинство? кто заслуживает доверия, любви, дружбы? как воспитать достой­ных членов общества?

Ответы дает сама жизнь. Дают их и книги, в которых жизненным опытом делят­ся с нами мудрые люди — писатели. «Поэт в России больше, чем поэт», — через полтора века после Грибоедова сказал Е. Евтушенко, но как будто сказал и о нем, мудром учителе, наставнике и друге.

А. С. Грибоедов был декабристом по убеждениям. Существующий строй он счи­тал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим челове­ческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии «Горе от ума». Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом, в котором он живет и интересы которого защищает. Войдем в дом чиновного барина Павла Афанасьевича Фамусова, окунемся в уже далекую от нас жизнь. Вот пожилой хозяин дома заигрывает с молоденькой служан­кой, вот он вспоминает о своих только двоим известных отношениях с вдовой-докторшей и тут же хвалится, что «монашеским известен поведеньем». Вскоре мы подроб­нее познакомимся с его «кодексом чести». Фамусов откровенно признается, что на службе любит «порадеть родному человеку», не думая о пользе дела, к своим обязан­ностям относится формально («Подписано — так с плеч долой!»). Безнравствен он во всем: безразлично относится к воспитанию дочери, боится просвещения, уверен, что от него все зло, а «чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Крепостных Фамусов не считает людьми, срывает на них злость. И при этом он считает себя безгрешным, ставит в пример дочери: «Не надобно другого образца, ког­да в глазах пример отца».

Людей Фамусов оценивает по богатству, чину и по тому, насколько они ему удоб­ны. Поэтому он держит в доме лицемера и подхалима Молчалина, стараясь не заме­чать его фальши, лжи, угодничества (ведь Фамусов совсем не глуп!). Поэтому заиски­вает перед Скалозубом (еще бы: «И золотой мешок, и метит в генералы»).

Скалозуб настолько примитивен, что даже не понимает, что говорит, когда при­знается, что «счастлив в товарищах» своих, потому что те «перебиты» и, следователь­но, путь к повышению расчищен. Тем не менее он почетный гость в доме Фамусова! Под стать ему и чванливая, влиятельная Хлестова. Страшна мораль Тугоуховских, для которых в человеке важно только одно — богатство.

В этом обществе и не помышляют о человеческом достоинстве, дружбе, любви. Для достижения корыстных, низменных целей не считается зазорным лгать, лицеме­рить, притворяться. «Путь наверх» прекрасно показан на примере Молчалина, кото­рый, живя, как «завещал отец», то есть угождая «всем людям без изъятья», уничто­жил в себе человека. Он уверен, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь», что «надобно зависеть от других» и т. д.

Возникает вопрос, не безнравственна ли Софья, полюбившая такого человека. Не­ужели ей по душе «мораль» Молчалина? Как могла она, читающая, любящая музы­ку, неглупая, предпочесть это ничтожество Чацкому? Я не могу осуждать Софью: мне ее жаль. Девушка очень молода и неопытна. В доме своего отца она получила уродли­вое воспитание. Начитавшись сентиментальных французских романов, возомнила себя спасительницей, покровительницей бедного молодого человека, такого тихого, такого скромного... Знать бы ей, что это волк в овечьей шкуре. Но Софья еще не научилась разбираться в людях: всем хорош Молчалин, вздыхает, боится на нее глаза поднять... А Чацкий колок, резок, язвителен, всех вышучивает и при этом ищет понимания у нее, Софьи. Она уверена: Чацкий в ней не нуждается, да ей и дела до него нет. Софья не безнравственна. Ее любовь, в отличие от «чувства» Молчалина, настоящая. Вот если бы она могла увидеть своего избранника глазами постороннего наблюдателя! Поведе­ние Софьи — результат влияния среды, общества, для которого молчалинские «умерен­ность и аккуратность» — ключ к успеху и карьере. Безнравственность не мешает, а помогает продвигаться по служебной лестнице, способствует расположению «сильных мира сего».

Рассказывая о личной драме Чацкого и Софьи, писатель убеждает, что и в про­блемах нравственности фамусовское общество безнадежно отстало от требований жизни. Политическая и нравственная несостоятельность этого общества взаимосвязаны. За­щитники крепостничества не могут уважать человеческую личность. Многочисленные фамусовы, хлестовы, скалозубы презирают русскую культуру, народные обычаи, род­ной язык, как огня боятся просвещения.

Но больше всего пугают их передовые взгляды. «Он вольность хочет проповедать!» — «Да он властей не признает!» — такие обвинения в их устах звучат как приговор. В борьбе против вольнодумия для них хороши самые безнравственные средства. Сплет­ни, ложь, клевета без зазрения совести пускаются в ход, когда становится очевидной угроза их спокойствию, которую несет с собой Чацкий. Чацкий выступает не только как носитель новых идей, но и как человек новой нравственности; его моральные устои так же противоположны морали старой барской Москвы, как и его убеждения.

Мысль о необходимости общественных перемен очень убедительно раскрыта в ко­медии через противопоставление морали двух противоборствующих лагерей: в отста­лом, изжившем себя обществе не может быть высокой нравственности — такой вывод делал для себя читатель «Горя от ума» накануне восстания декабристов. Этот вывод не стареет и сегодня: справедливая общественная мораль возможна только в справед­ливом обществе.

Сочинение «Бал в доме Фамусова» − для 8 класса

Вариант 1

Бал в доме Фамусова является важной частью всего произведения, кульминацией общественного и развитием любовного. В сцене бала выражена основная идея произведения: противостояний представителей устаревших и передовых взглядов.

Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там никто не ждет.

Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.

На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне.

Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.

У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно.

Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда.

В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения. В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: «И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев». Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними.

Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту. Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можно ль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!».

В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.

Вариант 2

«Горе от ума» — это известная комедия, созданная Александром Грибоедовым о жизни в годы после войны 1812 года. В стихах он описывает московскую аристократию того времени.

Центральной фигурой комедии выступает Чацкий — молодой дворянин, вернувшийся из-за границы с твёрдым намерением жениться на Софье Фамусовой. К своему удивлению, он узнает, что за время его отсутствия Софья влюбилась в другого. Молчалин – новый жених девушки – поражает Чацкого своей никчемностью, а Софья – своим выбором. Возмущение Чацкого достигает своей кульминации на балу в доме Фамусова.

На бал съезжаются друзья Фамусовых. Все они, как и хозяева дома, являются полной противоположностью Чацкого. Складывается впечатление, что единственное, чего они бояться – это молва («грех не беда, молва нехороша»). Всех здесь судят по размеру их состояния, а вовсе не по уму и благородству. Чацкий осуждает «фамусовский» уклад жизни. На балу он успевает насолить всем. Наталья Дмитриевна Горич, намеренная похвастать на балу новым туалетом и новым супругом, опасается, что Чацкий своей болтовнёй разрушит любовно созданный ею образ мужа. Хрюмину Чацкий задел тем, что назвал её «подражательницей модисткам». Хлестову оскорбил смех молодого человека. Всё недовольство гостей на балу удивительным образом вылилось в слух о сумасшествии Чацкого. Случайно обронённая фраза Софьи об этом моментально расходится среди так называемых аристократов и Чацкий, подавленный и возмущённый всем происходящим, принимает решение покинуть Москву. В то время, как гости «старательно кружатся в вальсе», Чацкий бесконечно одинок и раздавлен. Он ощущает себя ненужным и лишним на этом «празднике жизни». Хотя по сумме положительных человеческих качеств заслуживает наиболее счастливой жизни.

К большому сожалению, «Горе от ума» по сей день не утратила своей актуальности. За счёт своего афористического слога комедия уже давно разошлась на цитаты, которые мы часто слышим и сегодня.

Вариант 3

Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.

При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:

Мой милый, застегнись скорей.

А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:

Платон Михайлыч город любит,

Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям.

Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.

Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни», одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:

По матери пошел он, по Анне Алексеевне;

Покойница с ума сходила восемь раз.

Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми». Фамусов говорил:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.

По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два».

Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.

Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь.

Вариант 4

Комедия была написана в 1823 году, перед восстанием декабристов, когда идеи свободы будоражили умы передового дворянства. «Горе от ума» — острая сатира на быт и нравы помещичье-крепостнического общества. В ней автор показал столкновение двух общественных взглядов, где главный герой конфликтует с обществом.

Один из ярких эпизодов комедии – бал в доме московского туза, именитого дворянина Фамусова. Сюда съезжаются московские дворяне, которые ведут привольную барскую жизнь, проводят время на балах, вечерах, «обедах, ужинах и танцах». Здесь они сытно наедаются («ешь три часа, а в три дни не сварится»), сплетничают, демонстрируют наряды, ищут богатых женихов для дочерей, играют в карты.

Горич – бывший офицер, энергичный человек («лишь утро: ногу в стремя»), женился, стал жить в городе. Основным занятием его стала лень, езда по балам, скука, игра на флейте одного и того же «а-мольного» дуэта. Он говорит Чацкому: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Здесь же на балу Антон Антоныч Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут», всем может угодить: кому билет достанет, кому арапку подарит, и все его принимают у себя в доме. О нем старуха Хлёстова говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Сама Хлёстова обращается к Софье:

«От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку, —

Вели их накормить, ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку».

Хлёстова приехала посплетничать.

Здесь же и Скалозуб – «золотой мешок и метит в генералы». Он, как и хозяин дома и все присутствующие, считает «вольность» и «ученость» главным бичом для общества:

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Хозяин дома заявляет в беседе со Скалозубом:

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы, да сжечь».

Молчалин взят Фамусовым в услуженье из провинции. Это его родственник. Молчалин – хитрый, подлый, изворотливый человек:

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья, —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была».

Молчалин пришелся ко двору Фамусова.

Софья – истинная дочь своего отца. Низкопоклонство подчинило и ее. Она не любит Чацкого, он неприятен ей. Милее лесть подлого человека. А честные, яростные монологи Чацкого раздражают ее, и она объявляет бывшего товарища своего детства сумасшедшим.

Фамусовщина – устойчивый, определенный уклад жизни. Здесь боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»):

«Ах, боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»

В этом обществе человека ценят не по уму, а по богатству и происхождению. Репетилов откровенно признается, что он глуп, но общается с людьми, которые кажутся ему «умнейшими». Ум Фамусова изворотлив, лжив и хорошо служит ему для обогащения и обмана. Репетилов считает, что «умный человек не может быть не плутом».

Иногда устами ярких представителей крепостничества дается характеристика себе.

Например, графиня внучка:

«Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»

И среди этих людей Чацкий, который переживает:

«…Мильон терзаний

Груди от дружеских тисков,

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

А пуще голове от всяких пустяков».

Передовой человек того времени, Чацкий осуждает это общество, обличает его в своих монологах. Фамусовское общество яростно сопротивляется Чацкому, объявляет его сумасшедшим.

Рабской морали общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Чацкий одинок в этом обществе: «И в многолюдстве я потерян», — говорит он. То, на что он надеялся, когда вернулся в Москву, рухнуло. Ему встретились здесь:

«Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором:

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет».

Чацкий заявляет:

«…Пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!»

Вариант 5

Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.

При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:

Мой милый, застегнись скорей.

А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:

Платон Михайлыч город любит,

Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям.

Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.

Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни», одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:

По матери пошел он, по Анне Алексеевне;

Покойница с ума сходила восемь раз.

Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми». Фамусов говорил:

    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

    Что нынче, пуще, чем когда,

    Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.

По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два».

Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.

Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь.

Сочинение «Бал в доме Фамусова» − 9 класс

План

  1. Общая характеристика
  2. Галерея бездушных образов
  3. Сумасшествие главного героя
  4. Вывод

Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии «Горе от ума». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.

На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.

Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери – абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых – составить себе удачную партию.

Графини Хрюмины – пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать – вот их главная забота.

Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это – абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.

Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»

Вариант 1

Эпизод бала в доме Фамусова очень важен для развития сюжета «Горе от ума». Противостояние между Чацким и фамусовским обществом возникает в самом начале произведения и достигает кульминации в сцене бала. Один за другим появляется представители светского общества, лучшего по мнению Фамусова общества. Они все консерваторы, противники нового, поклонники богатства и чинов.

Первыми появляются Платон и Наталья Горичи. Жена руководит мужем и заботится о нем, как о маленьком ребенке. С Платоном Михайловичем Чацкий был знаком еще до свадьбы, поэтому удивлен такой перемене. У появившегося далее семейства Тугоуховских также главную роль играет жена, мечтающая только о том, чтобы выдать замуж дочерей, а сами юные княжны Тугоуховские не отличаются сообразительностью, не имеют собственного мнения и похожи друг на друга.

Княгиня Тугоуховская увидела в Чацком потенциального жениха и отправила мужа знакомиться с ним. Однако, узнав про отсутствие у него звания и богатства, без промедления кричит мужу, чтобы он возвращался обратно. Далее выступает Антон Антоныч Загорецкий, о котором все за спиной отзываются не очень лестно, но он «мастер услужить», достать что-то. Загорецкий пытается привлечь внимание Софьи и сообщает ей, что достал на него билет, хотя это было и сложно. Но наибольшим авторитетом пользуется тетка Софьи Хлестова. Даже Фамусов уважает ее мнение, представляет ей Скалозуба как будущего мужа для Софьи.

Чацкий на этом балу чувствует себя одиноко. Ему не о чем говорить с этими людьми, он высмеивает их недостатки, шутит и язвит. Его образ мышления и высказывания не находят отклика у них. Скалозуб вспоминает своего родственника, который оставил службу и «…В деревне книги стал читать». А у княгини Тугоуховской есть племянник, которого она характеризует исключительно как «химика и ботаника».

Это же общество с легкостью подхватывает слух о том, что Чацкий сошел с ума. В разговоре гости приходят к выводу о возможных причинах сумасшествия Чацкого, среди которых пьянство и наследственность, но главное – образование, которое, все сходятся здесь во мнении, не приносит никакой пользы, только вред.  «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», — вторит Фамусов.

Автор вводит в повествование несколько колоритных персонажей, позволяет им взаимодействовать друг с другом и Чацким, показывает их с разных сторон. У главного героя происходит диалог с Софьей, которая признает его сумасшедшим из-за его высказываний и не опровергает этого, когда другие начинают это обсуждать. Данный эпизод важен для развития сюжета, ведь из-за слуха, из-за отсутствия понимания между Софьей и Чацким и из-за других причин главный герой в итоге покидает Москву.

Вариант 2

Бал – большое событие для общества того времени. Своего рода «тусовка», где встречаются представители высшего общества. Впрочем, не особенно они все друг другу рады. В принципе, они не очень радостные люди.

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Вот, например, одна из первых приезжает Наталья Дмитриевна. Говорит с Чацким она почти односложно, но хвастается своим мужем. И вот появляется Платон – муж. Она рассыпается в ласковых словах, но тут же в каждой фразе, будто мамаша, ограничивает его. Даже требует, чтобы он застегнулся, чтобы не простыть. Чацкий сочувствует старому другу, а тот признается, что скучает в семейной жизни.

Приезжает семья с огромным количеством дочек на выданье: Мими, Зизи…  И матушка, заметив молодого Чацкого, посылает к нему престарелого мужа, но тут же назад его возвращает, ведь Евгений небогат и незнатен. Очень неприятное поведение.

Повсюду лесть, все отвешивают комплименты глупые, стараются «услужить», но тут же смеются друг над другом. Старики, например, как дети, думают, что их никто не слышит, и говорят грубо о присутствующих.  К примеру, княгиня смеётся над Загорецким, который так старался ей угодить.

Фамусов больше всех ждал Скалозуба, рад «зятю». Хозяин знакомит его с гостями, те не очень довольны. Типа: «Спросил бы сначала, а хотим ли мы с этим болваном знакомиться?»

Наполовину все говорят по-французски, а ещё по-немецки. Чацкий после замечает, как это странно в России.

И все ужасные сплетники. Софья назло позволила появиться слуху, что Евгений сошел с ума. И эта «весть» тут же раздувается, обрастает смешными деталями, каждые врёт, что он уже «знал». Конечно, они сплетничают, но при появлении Чацкого все отступают, почти прячутся, трусливые ещё!

В общем, бал жуткий. Люди глупы и злы, никто никому не рад. И Чацкий, кажется, один это видит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

1 + 18 =

Adblock
detector