«Тогда когда началась большая перемена» так начинается отрывок из повести М. Агеева, который используется на ЕГЭ. Ниже приведен исходный текст и примеры сочинений на данную тему.
Сочинение «Тогда когда началась большая перемена» ЕГЭ
Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту
Вариант 1
Передо мной фрагмент из произведения М. Агеева «Роман с кокаином». Писатель рисует образ жалкой женщины, каждое слово вызывает сочувствие: «облысевшая шубёнка», «смешной капор», «седые волосики», «беспомощно вглядывалась». Герой, мальчик Вадим, стыдится своей матери, смеётся над нею вместе со своими одноклассниками. В противостоянии матери сына вырисовывается проблема взаимоотношений между ними, проблема отцов и детей.
Эта нравственная проблема, к сожалению, вечная. О разногласиях, непонимании людей разных поколений мы читаем в произведениях И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Этот вопрос часто становится предметом обсуждения среди психологов, педагогов, журналистов, простых людей в частных беседах, на радио, на телевидении.
Мать, пришедшая в гимназию, поступает вопреки воле сына. Но разве сын имеет моральное право с ненавистью к ней из-за этого относиться? Почему появление матери для него позор, пусть даже она старая, оборванная и жалкая? Автор, на мой взгляд, не на стороне мальчика. Сердце этого чёрствого, самолюбивого человека лишь на мгновение прожгла боль за мать, но ни чувства стыда, ни раскаяния он не испытывает.
Нельзя не согласиться с мыслями М. Агеева о том, что родители, пусть не до конца понимающие нас, – это самое святое в жизни. К ним мы приходим в трудную минуту за помощью, советом, добрым словом.
Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Вспомним, например, героев из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то что госпожа Простакова — грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на всё. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.
Отношения между детьми и родителями не могут быть безоблачными, идеальными. Но самое главное, что надо научиться признавать свои ошибки, не бояться просить прощения и стремиться к взаимопониманию. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» герой Самсон Вырин очень любит свою дочь, но проезжий гусар увозит с собою Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется лишь только на его могиле.
Вслед за известным поэтом Расулом Гамзатовым хочется сказать: «Дети мира, берегите мать». Берегите своих родителей, уважайте их и не причиняйте им зла!
Вариант 2
Обращение к тексту М. Агеева заставило меня задуматься о проблеме отношений между детьми и родителями. Примерами отношений детей и родителей богата художественная литература. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о добрых взаимоотношениях главного героя Петра Гринева с родителями. Отец –Андрей Петрович и мать – Авдотья Васильевна очень любят своего ребенка и беспокоятся о нем. Авдотья Васильевна с тревогой отпускает Петрушу в дальнюю дорогу.
Андрей Петрович, узнав о том, что Петр участвовал в дуэли, строго отчитывает сына. Это непосредственные примеры проявления заботы родителей о своих детях. Могу привести еще один пример из литературы. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» показана любовь матери к своим сыновьям – Отапу и Андрию. В последний день перед отъездом сыновей на войну мать не может наглядеться на своих детей, всю ночь она проводит в слезах над ними спящими.
Так заботится о своих детях, переживает за них любая мать. Нет в мире ничего хуже, чем плохие отношения родителей и их чад. Детям обязаны всегда помнить о том, чем жертвуют родители ради них, какие трудности переживают ради счастья и благополучия своих детей.
Исходный текст
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) – Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)
Читайте также: Чувство раскаяния хоть раз посещает каждого, ведь люди не идеальны, и всем свойственно совершать неблаговидные поступки, а потом об этом жалеть. Раскаяние очищает душу человека, помогает не повторять прошлые ошибки.
Проблема истинных и мнимых ценностей по тексту М. Агеева
Так уж устроен человек, что для него мнение окружающих бывает очень важно. И, к сожалению, нередки ситуации, когда нравственные принципы, которых придерживается личность, не совпадают с общественными взглядами. Истинные и мнимые ценности вступают в противоречие. Именно эта проблема поднята в тексте М. Агеева.
Главный герой повествования — гимназист (вспомним, что в дореволюционной России гимназистами были дети из дворянских, чиновничьих, купеческих и зажиточных мещанских семей. Видимо, герой принадлежал к одной из них, но обедневшей). Для мальчишки очень важно быть «своим» в среде одноклассников, а там действуют определенные принципы: быть бедным стыдно. Вот почему сын стесняется собственной матери, которая не соответствует принятым стереотипам. Она бедно и плохо одета, смотрит просяще, стесняется своего внешнего вида. Герой как будто смотрит на мать глазами своих товарищей, оценивающих человека по его внешнему виду и по его принадлежности к определенному социальному слою. Поэтому мальчик соглашается с оценкой других гимназистов, что эта женщина — «шут гороховый в юбке», и выдает собственную мать за «обнищавшую гувернантку».
Мнимые ценности в данный момент взяли верх над истинными. Но автор не хочет, чтобы у читателя сложилось неверное представление о его герое, поэтому он показывает, что происходит в это время в душе ребенка. Тот не может не испытывать сочувствия к матери, которой движет любовь с родному сыну. Может быть, она выглядит так жалко именно потому, что собирает деньги на его обучение? И как отрадно читать далее, что у героя «болит за нее сердце»! Пусть это состояние продлилось всего мгновение, но это говорит о том, что в душе мальчика заложены нравственные основы, которые в дальнейшем помогут ему отличать истинное от мнимого.
Прочитав текст М. Агеева, мы понимаем: в любой жизненной ситуации нужно руководствоваться истинными ценностями. Внешний успех у окружающих не стоит того, чтобы стесняться собственных родителей. С этим трудно не согласиться. А сколько подобных примеров в реальной жизни!
Сыновья Дэвида Бекхэма стесняются проявления его любви к ним на публике: подростки испытывают чувство стеснения и стыда. Бывает, что и в зрелом возрасте дети отрекаются от своих родителей, руководствуясь ложными идеалами, и яркий пример тому — отношение певца Александра Малинина к своему отцу, которого он считает лишним в своей богемной жизни.
Нельзя идти на поводу ложных ценностей — это тупиковый путь. Нужно стремиться работать над формированием собственной личности, следовать истинным, а не мнимым идеалам, чтобы твои нравственные устои не зависели от мнения окружающих.
Проблема материнской любви по тексту Агеева
В предложенном тексте М. Агеев, русский писатель, поднимает проблему материнской любви. Автор раскрывает проблему на примере поступка матери главного героя.
Бедная женщина в старой, изношенной одежде приносит деньги сыну на оплату обучения. Она жертвует своим благополучием ради образования ребенка, чем и выражает свою бескорыстную любовь: Также Агеев подчеркивает, что доброе и ласковое отношение матери к ребенку не изменилось даже после того, как сын грубо ответил ей из-за чувства стыда: Таким образом, мать главного героя, несмотря на враждебное отношение сына к ней, все равно любит его и жертвует ценным ради своего ребенка.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу: материнская любовь бескорыстна и жертвенна. Трудно не согласиться с позицией автора: любящая мать готова бескорыстно жертвовать самым ценным ради благополучия своего ребенка.
В доказательство справедливости вышесказанного приведу рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Три года Катерина Петровна не видела свою дочь Настю, которая уехала в Ленинград, чтобы построить свою жизнь. Мать часто писала письма, на которые дочь сухо отвечала, высылая немного денег. Катерина Петровна оправдывала нежелание Насти видеться с ней, ее эгоизм занятостью на работе. Забытая дочерью, главная героиня вскоре умерла. До самой смерти Катерина Петровна надеялась на встречу с дочерью. Она не держала на Настю зла, а любила искренней материнской любовью, жертвовала собой ради ее счастливой жизни.
Материнская любовь – это особенное безграничное чувство, это бескорыстная жертвенность ради блага ребенка.
Что такое материнская любовь? (сочинение)
Материнская любовь — это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни.
Я считаю, что любовь матери — это то, на чём держится весь мир. Без неё не существовало бы нас самих, люди стали бы злыми, недружелюбными, были бы одинокими. Если человек поступает плохо по отношению к матери, то в дальнейшем он осознает, что поступал плохо, и станет корить себя. Никогда нельзя говорить ей грубые слова, унижать, оскорблять…
Первым аргументом в пользу моего мнения может служить текст М. Агеева. Посмотрите, как плохо мальчик относится к матери. Из-за того, что мать пришла в ужасной одежде, сын стыдится её, даже говорит грубо: ” Нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.”(5–7) Товарищам сказал, что это не его родная матушка, а обнищавшая гувернантка (13–14). Несмотря на унижения, оскорбления, на холодность сына, мать любит своего ребёнка.
В качестве второго аргумента, подтверждающего тезис, возьму пример из жизненного опыта. Как-то раз я прочитала одну легенду о двух курганах. Больше всего меня поразило отношение сына к матери. У него была жена, которая не любила его матушку.
Когда девушка попросила героя принести сердце его матери, то он смог убить её, но, неся её сердце в руке, не выдержал, заплакал и пожалел об своём ужасном поступке. И любовь матери, желающей добра сыну, совершила чудо: “ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди.” Больше всего в этой легенде меня поразила безграничная материнская любовь: после всего, что сын сделал, она его простила.
Таким образом, я доказала, что материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней.
Сочинение на тему «О лишениях» И. А. Ильина.