Княжна Мери – героиня замечательного, легендарного романа Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной и миловидной девушки, что позволяет читателю хорошо представить Княжну.
Краткая характеристика кн. Мери
Мери из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени краткое содержание»» принадлежала к так называемой элите, московскому обществу, ведь была дочерью, не последней женщине в светском обществе, княгини Лиговской.
Пусть автор не вдается в подробное описание внешности, но кое-что есть для того, чтобы представить в мыслях княжну: густые, прекрасные пышные волосы, большие глаза, как монетки, которые обрамляли длинные ресницы. Девушка всегда была изящна и легка на подъем, оделена красивой фигурой, с осиной талией, имела превосходное чувство стиля.
Ее характер был скромен и даже немного скрытен, совсем не похож на барышень того времени. Ее любовью были французские романы о любви. Наверное, главным, но не последним, достатком юной леди было восхитительное образование и чудный голос, который никого не оставлял равнодушным. Также Мери чудесно играла на фортепиано.
Главной целью ее матери было найти порядочного, с достойным бюджетом, мужа для Мери, но девушка, как назло, была холодна к противоположному полу. Она всегда отвергла мысли матери о ее скором замужестве. Мери была еще совсем «зеленая» в любовных делах.
Княжна была достаточно самолюбива, иногда бывало такое, что она смотрела на всех с высока. И этому есть определенно оправдание: ведь она и хороша собой, и не глупа.
Благодаря такому персонажу, как Мери, Лермонтов поднимает проблему, что такое настоящие чувства и подделка. Читатели и критики видят эту проблему через любовный треугольник наших главных персонажей.
Юная леди хочет избавиться от привязанности к молодому Грушницкому, в сердце Мери вспыхивают новые – к Печорину. Но, к сожалению, эти чувства были неправдивы. В конце концов, княжна обретает чувства к Печорину, но безответно, постепенно они перерастали в огромную неприязнь.
Проблема Княжны заключается в том, что девушка видела, где что-то настоящее, а где хорошие манеры, но не чувствовала баланса между искренностью и фальшью.
Образ и характеристика Мэри
Характеристика Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова неотделима от её взаимоотношений с главным героем произведения – Печориным. Именно он вовлёк её в историю, которая, возможно, не случилась бы, обладай княжна Мери другими чертами характера и взглядами на жизнь. Или случилась бы, но с гораздо менее печальными для неё последствиями.
Мери оказалась любительницей романтических историй. Тонкий психолог, Печорин сразу отметил её интерес к Грушницкому как обладателю «серой солдатской шинели». Она подумала, что он разжалован за дуэль – и это возбудило в ней романтические чувства. Сам он как человек был ей безразличен.
После того как Мери узнала, что Грушницкий – всего лишь юнкер, а никакой не романтический герой, она стала его избегать. Точно на той же почве возник и её интерес к Печорину. Это следует из рассказа доктора Вернера: «Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях… Дочка слушала с любопытством. В её воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…»
Внешность
У княжны Мери, конечно, не было повода сомневаться в своей женской привлекательности. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – увидев её в первый раз, отметил и Печорин. – У неё такие бархатные глаза…»
Но тут же он разглядел и внутреннюю пустоту этой светской барышни: «Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась…». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади», – возмутился Грушницкий.
Печорин же, действительно, не нашёл в ней души – одну внешнюю оболочку. А одной красоты недостаточно, чтобы возбудить глубокие чувства к себе.
Интересы
Мери умна и образованна: «она читает Байрона по-английски и знает алгебру». Даже собственная мать питает уважение к её уму и знаниям. Но чтение и изучение наук, очевидно, не её природная потребность, а дань моде: «в Москве, видно, барышни пустились в учёность», – отмечает доктор Вернер.
Ещё княжна играет на фортепиано и поёт, как все девушки из высшего общества того времени. «Её голос недурен, но поёт она плохо…» – пишет в своём журнале Печорин. Зачем стараться, если для поклонников этого достаточно? «Ропот похвал» ей и без того обеспечен.
Черты характера
Один Печорин не спешит с лестными отзывами – и это явно задевает самолюбие княжны. Эта черта присуща образу Мери в «Герое нашего времени» в наибольшей степени. Без труда определив её слабое место, Печорин бьёт именно в эту точку. Он не спешит знакомиться с Мери, когда все другие молодые люди вьются возле неё.
Переманивает в свою компанию практически всех её воздыхателей. Пугает её дерзкой выходкой на прогулке. Рассматривает в лорнет. И радуется, что княжна его уже ненавидит. Теперь стоит ему проявить к ней внимание – и она воспримет это как победу, как торжество над ним. А затем – будет обвинять себя в холодности. Печорин «знает всё это наизусть» и тонко играет на струнках её характера.
Сентиментальность княжны, любовь к рассуждениям «о чувствах, страстях» также очень сильно подведёт её. Коварный искуситель Печорин не преминет воспользоваться этим, разжалобив её рассказом о своей трудной судьбе.
«В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце». Цель практически достигнута – Мери уже почти влюблена.
В «Герое нашего времени» княжна Мери является одной из женщин, которые пали жертвой Печорина. Она не глупа и смутно догадывается, что его намерения не совсем честны: «Или вы меня презираете, или очень любите!.. Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить?» – говорит Мери.
Но она ещё слишком молода и наивна, чтобы поверить, что такое возможно: «Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли… во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?»
Наивность княжны Печорин также использует, чтобы подчинить её своей воле: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»
Героиня романа «Герой нашего времени» Мери оказывается в очень унизительном положении. Ещё недавно она позволяла себе с презрением смотреть на других людей, а теперь и сама оказалась объектом насмешек. Её возлюбленный и не думает жениться. Это для неё настолько болезненный удар, что у неё случается душевное расстройство, она серьёзно заболевает.
Какой урок вынесет княжна из этой ситуации? Хочется думать, что её сердце не очерствеет, а наоборот смягчится и научится выбирать тех, кто действительно достойны любви.
Сочинение про княжну Мери
Мери – одна из главных героинь произведения «Герой нашего времени». Мы знакомимся с ней в то время, как Печорин приезжает на Кавказ, а девушка с матерью проходят там лечение, и хорошенькая княжна сразу привлекает внимание читателя.
Княжна Мери, скорее всего, «собирательный» персонаж, прототипом для которого выступили сразу несколько женщин. В этой героине узнавали и сестру Мартынова, и дочь госпожи Кирьяновой, и госпожу Иванову, и еще множество других молоденьких девушек.
Андреев-Кривич же считает, что в Мери воплотились черты внешности и характера Софьи Виельгорской, которой Лермонтов посвящал свои стихи.
На самом деле дочь княгини Лиговской зовут Мария, но мать зовет ее на английский манер – Мери.
Несомненно, Мария очень красива. Лермонтов описывает ее стройной, молоденькой девушкой с легкой походкой, гибкой шеей и маленькими ручками и ножками. Грушницкий считает ее хорошенькой и просто ангелом, а Печорина в ее облике больше всего привлекли ее глаза – бархатные, с огромными ресницами и такие мягкие, что создается ощущение, что они «тебя гладят».
У героини очень хороший вкус. В первую встречу с читателем она одета «по строгим правилам», в ее наряде нет ничего лишнего. Автор также отмечает, что от нее исходит аромат, «которым дышит иногда записка милой женщины».
Конечно же, Мария Лиговская происходит из знатной семьи и является богатой, даже можно сказать, завидной невестой, но при этом на всех своих ухажеров она смотрит свысока, с некоторым презрением. Она хорошо образована: знает английский (автор отмечает, что девушка читает Байрона в оригинале) и французский языки, играет на фортепиано, поет и хорошо танцует.
Героиня гордая и острая на язык, но в то же время очень романтичная. Печорин навел на нее свой лорнет и этим рассердил ее «не на шутку». Мери считает, что у него наглый взгляд и он слишком высокомерен. А вот в ответ на нежный взгляд Грушницкого она улыбнулась.
Кроме того, девушка, как романтичная натура, считает, что Грушницкого разжаловали в солдаты за дуэль. А еще княжна любит рассуждать о чувствах и страстях.
Несмотря на первоначальное негативное отношение к Печорину, Мария Лиговская все же влюбляется в него. Вот только для мужчины эти чувства не являются чем-то большим нежели просто игрой. Поэтому, когда за участие в дуэли Печорина отправляют служить в крепость NN, Мери говорит ему при прощании «Я вас ненавижу».
Немного жаль, что Лермонтов не рассказывает нам о дальнейшей судьбе молодой девушки. Возможно, читателю было бы интересно узнать, оправилась ли она от такого жестокого обмана, смогла ли в дальнейшем доверять людям и как сложилась ее жизнь.
Княжна Мэри в романе Лермонтова
Княжна Мэри – это один из ключевых героев главы повести, название которой совпадает с именем этой девушки. На изменение характера юной княжны повлияло общение с Печориным и Грушницким.
Печорин при первой встрече с Мери нашел княжну внешне милой и симпатичной, но не более. Он счел, что «бархатные глаза» — это единственное прекрасное, что принадлежит этой красавице. Сама девушка считала себя идеальной во внешности. Как человек она была морально пустая: самовлюблённая, высокомерная.
Типичная дамочка 19 века, следовавшая моде. Мери желала, чтобы все ее любили. Героиня забыла, что одной сладенькой оболочки мало, чтобы пробудить к себе любовные чувства и теплую привязанность.
Именно поэтому она порядком злилась из-за того, что Печорин не проявлял к ней глубокого интереса. Тот, в свою очередь, догадался про уловку юной дамы, потому и был холоден. Он решил, что если начнет оказывать Мери знаки внимания, то не выйдет в этой игре победителем.
Большую части свободного времени Мери занимали прогулки матерью. Та гордилась своею умной и красивой дочуркой. По правде говоря, Мери была не только недурна собою, но и достаточно умна. Она читала романы Байрона, изучала математику, хорошо считала.
Все же это было вызвано не неподдельным интересом к наукам и литературе, а модой на образованность в высшем обществе. Кроме того, княжна играет на пианино, но поет плохо. Так думает сам Печорин. Несмотря на это, в ее сторону летит большое количество похвал, а окружающие не перестают льстить ей.
Изначально Мери интересовалась и искала встреч с Грушницким. Такое отношение было навеяно романтическими представлениями о том, что он отправлен в ссылку на воды из-за участия в дуэли. Как только девушка узнала правду, что Грушницкий – это обыкновенный юнкер, то потеряла к нему всякую заинтересованность.
Мери можно считать одной из девушек, пострадавших от грубости, цинизма и холодности Печорина. Княжна думала, что на самом деле она нравится Григорию, и он скоро предложит ей выйти за него. Ее ожидания не оправдались.
Тогда, когда Печорин убил Грушницкого на дуэли, Мери была шокирована и назвала Печорина ужасным и жестоким человеком. У нее случился нервный срыв и началась душевная болезнь. Винит она, конечно, во всех бедах Григория.
Княжна Мери – этакая «Героиня нашего времени».
Описание образа с цитатами
Имя и фамилия княжны Мери — Мария Лиговская:
“…Вот княгиня Лиговская, – сказал Грушницкий, – и с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский манер…”
“…Эта княжна Лиговская…”
Княжна Мэри — молодая девушка. Точный возраст героини не указан в романе. Вероятно, ей немногим больше 16 лет:
“…любви молоденькой девочки…”
“…молодой, едва распустившейся души!..”
“…Я должен был этого ожидaть от девчонки…”
О внешности Марии Лиговской известно следующее:
“…На второй было закрытое платье gris de perles*, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce** стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору…” (*gris de perles — серо-жемчужный цвет, **couleur puсе — пюсовый, “блошиный цвет”, то есть темно-коричневый)
“…молоденькая, стройная…”
“…ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях…”
“… прижал ее маленькую ручку к губам своим…”
“…я еще крепче обвил ее нежный, мягкий стан…”
“…Я не знаю талии более сладострастной и гибкой!..”
“…губы мои коснулись ее нежной щечки…”
“…ее нежные руки…”
Кн. Мери — красивая, хорошенькая девушка:
“…Хорошенькая княжна обернулась…”
“…Ты говоришь о хорошенькой женщине…”
“…где скрылась наша красавица…”
“…она недурна…”
У Лиговской большие, бархатные глаза:
“…подняв на меня свои бархатные глаза…””…Эта княжна Мери прехорошенькая, – сказал я ему. – У нее такие бархатные глаза – именно бархатные <…> нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего…”
“…над силою магнетических ее глазок!..”
“…ее большие глаза…”
У героини подвижное, выразительное лицо:
“…отвечала она с иронической гримаской, которая, впрочем, очень идет к ее подвижной физиономии…”
“…Она сделала гримаску, выдвинув нижнюю губу, и присела очень насмешливо…”
Княжна Мэри — грациозная девушка, одевается со вкусом:
“…Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести…”
“…они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего…”
“…многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом…”
Княжна — богатая невеста:
“…я богата, она у меня одна…” (мать о княжне Мери)
“…она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска…”
“…вспомните, у меня одна дочь… одна…”
Княжна Мери — завидная невеста. У нее есть много поклонников, “обожателей”:
“…я употребляю все свои силы на то, чтоб отвлекать ее обожателей, блестящих адъютантов, бледных москвичей и других…”
“…вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно…”
Она происходит из знатной семьи:
“…Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких…”
Юная княжна Мери — образованная девушка:
“…Княгиня, кажется, не привыкла повелевать; она питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читала Байрона по‑английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость и хорошо делают, право!..”
Героиня знает французский язык, как все образованные дворяне:
“…прошептать необходимое: «Merci, monsieur»…”
Княжна Мери также знает английский язык и читает Байрона в оригинале:
“…читала Байрона по‑английски…”
Юная Лиговская играет на фортепиано и поет. По мнению Печорина, у нее есть голос, но она поет не очень хорошо:
“…Княгиня усадила дочь за фортепьяно; все просили ее спеть что-нибудь…”
“…Она запела: ее голос недурен, но поет она плохо… впрочем, я не слушал…”
“…Она вальсирует удивительно хорошо…”
Княжна Мери — милая девушка:
“…враждебные намерения против милой княжны…”
“…Мери очень мила!..”
“…шутила очень мило…”
Героиня — невинная, неопытная девушка:
“…Она мне объявила, что дочь ее невинна как голубь. Какое мне дело?.. Я хотел ей отвечать, чтоб она была спокойна, что я никому этого не скажу!..”
“…сказал какой‑то комплимент княжне: она, видно, не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон самой милой улыбкою…”
“…в ее неопытное сердце…”
Княжна Мери – умная, гордая, остроумная девушка:
“…должно быть, для умной женщины несносно…”
“…она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки…”
“…мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку. И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну?..”
“…И чем она гордится? Уж ее надо бы проучить…”
“…Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите, толкнула меня и не извинилась, да еще обернулась и посмотрела на меня в лорнет…”
Мэри — романтичная девушка:
“…она уверена, что этот молодой человек в солдатской шинели разжалован в солдаты за дуэль…”
“…Дочка слушала с любопытством. В ее воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…”
“…княжна, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и прочее…”
Она — живая, кокетливая и капризная девушка:
“…Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..”
“…Я должен был этого ожидaть от девчонки… от кокетки…”
“…она с тобой накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за ур*да, из покорности к маменьке…”
Княжна любит “рисоваться” и играть какую-то роль:
“…княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается…”
“…ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид…”
“…проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась…”
Это был цитатный образ и характеристика княжны Мери в романе “Герой нашего времени”, описание внешности, характера, происхождения и образования героини.
Читайте также: Образ автора в романе Евгений Онегин – итоговые сочинения.
Трагедия княжны Мэри заключалась в том, что оно могла различить душевные чувства и светские манеры, но не видела разницы между искренностью и притворством.
Эксперимент Печорина, но для княжны Мэри этот эксперимент стал настоящей трагедией. Хотя она и увидела все притворство светской жизни, ее первое высокое чувство было растоптано.
Лермонтов не показывает нам, что стало с молодой княжной далее, оказалась ли она сломленной или нашла в себе силы жить дальше.