В своей гениальной пьесе «На дне» Максим Горький собрал людей разного сословия и происхождения, волей судьбы оказавшихся на «дне» жизни. Все эти люди живут в одной ночлежке, которую содержат Михаил Иванович Костылёв и его жена Василиса.
Краткое описание персонажей
Главные герои:
- Костылев Михаил, 54‑х лет, хозяин ночлежного дома.
- Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.
- Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
- Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.
- Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
- Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.
- Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
- Барон – бывший аристократ 33‑х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
- Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
- Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
Другие персонажи:
- Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно».
- Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
- Алешка – сапожник, 20 лет.
- Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
- Настя, девица легкого поведения, 24‑х лет, мечтает о настоящей любви.
- Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.
Развернутая характеристика героев
Пьеса Горького На дне краткое содержание была написана в переломный момент для страны, это были 90 года, когда закрывались заводы и фабрики, людям приходилась переезжать в деревни и искать там работу. Многие, которые так и не нашли занятие, стали отверженными обществом и оказывались «на дне».
Костылёв
Костылёв редко появляется на протяжении пьесы, но и по нескольким эпизодам его можно характеризовать как жадного и трусливого, ему важны только деньги. Ради наживы Костылёв готов на всё, он ни к кому не испытывает чувство жалости.
Даже сестру своей жены, проживающей с ними, он постоянно попрекает куском хлеба. В конце концов, Костылёв по чистой случайности погибает от руки своего постояльца.
Василиса
Жена его, Василиса, моложе мужа почти на 30 лет. Волевая и сильная женщина, живёт с мужем ради денег, мечтая о его смерти. Втайне от супруга, Василиса бегает к своему любовнику, Ваське Пеплу, подбивая того убить Костылёва. Желая избавиться от ненавистного мужа, она готова пожертвовать родной сестрой.
Наташа
Наташа, сестра Василисы, хорошая, добрая девушка. Над ней всё время издевается муж сестры, сама Василиса постоянно зверски избивает её, но девушка сумела сохранить в себе жалость и сострадание к людям. С уважением она относится ко всем обитателям ночлежки.
Гордая и прямолинейная девушка покорила своей нравственной чистотой сердце Васьки Пепла.
Из обрывков фраз, долетевших до её слуха во время убийства Костылёва, Наташа приходит к мнению, что это заговор между Васькой и Василисой. В результате нервного потрясения, девушка попадает в больницу. После больницы Наташа исчезает.
Васька Пепел
Один из ярких персонажей пьесы – Васька Пепел. Это молодой здоровый человек, любящий жизнь. Васька родился в семье вора, и его судьба была предрешена. С детства ему твердили, что он сын вора, и сам будущий вор. Не слыша других слов, Пепел таким и вырос, хотя в душе он совершенно другой человек.
Всеми силами Васька пытается вырваться из этой грязи, он мечтает начать новую жизнь. Пепел влюблён в Наташу, сестру своей любовницы, которую он отверг, не найдя в ней истинно женских качеств.
Случайно в драке Пепел убивает Костылёва, отныне ему одна дорога, в тюрьму или на каторгу. Можно сказать, жизнь его окончена, он так и не успел вырваться из цепких рук безжалостной судьбы.
Барон
Бывший дворянин Барон, выходец из аристократического рода, оказался среди обитателей ночлежки, пустив по ветру своё состояние, доставшееся ему от богатых родителей.
Единственный ребёнок в семье, катавшийся как сыр в масле, не сумел найти достойного применения наследству, упавшему в его руки. В мгновение ока он разорился и оказался на «дне» жизни. Теперь он ничтожен и жалок.
Бубнов
Бывший владелец красильного предприятия Бубнов, оказался в ночлежке после того, как чуть не убил свою жену, связавшуюся с мастером. Разочаровавшись в людях, Бубнов считает, что, только опустившись на «дно» жизни, человек проявляет свою настоящую сущность. Он безжалостен и жесток, и не скрывает своих пороков и недостатков, наоборот, выставляет их напоказ.
Клещ
Человек, противопоставляющий себя всем обитателям, Клещ, муж Анны. Это единственный человек, считающий, что главное в жизни – это труд. Слесарь по профессии, он постоянно занят работой.
Клещ с пренебрежением относится к жителям ночлежки, презирая их за то, что они ведут праздную жизнь, пьянствуют, играют в карты и воруют.
Он грубый и чёрствый человек, которому безразличны даже страдания умирающей жены. После смерти жены, он сожалеет лишь о средствах, потраченных на её похороны.
Потеряв работу, Клещ уравнивается с остальными постояльцами, смиряясь, принимает своё новое положение и начинает пить.
Анна
Жена Клеща, Анна, забитая больная женщина, ждёт смерти. Робкая, тихая женщина, она всю свою жизнь беспрекословно терпит побои и оскорбления мужа, но до сих пор продолжает о нём заботиться. Проведя всю свою недолгую жизнь в страданиях и муках, Анна уходит из жизни.
Сатин
Бывший телеграфист Сатин отличается от своих сожителей своей образованностью. В своё время он прочитал много книг, и теперь в своей речи любит использовать заумные словечки, смысл которых не доступен пониманию окружающих.
В прошлой жизни Сатин был весёлым и энергичным, выступал на сцене, радовался сам и радовал других. Всё изменилось после того, как он совершил убийство из-за сестры. Отсидев срок, Сатин опустился до ночлежки.
Сатин противопоставляет себя Луке, утверждая, что «человек – звучит гордо», а сострадание и жалость лишь унижают и оскорбляют, превращая человека в раба.
Лука
Одним из главных героев пьесы является Лука. Лука – неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший странник.
Своим появлением Лука вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Вселив надежду в несбыточные мечты опустившихся на «дно» жизни людей, Лука незаметно исчезает во время драки Васьки Пепла с Костылёвым.
Пьеса заканчивается самоубийством Актёра, беспробудного пьяницы, поверившему Луке и тут же разочаровавшемуся в своей надежде после его исчезновения.
Пьеса Горького актуальна во все времена, каждый воспринимает её по своему, но равнодушным это произведение не оставит никого.
Автор и образы в пьесе Горького «На дне»
Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски.
По-новому подошел Горький к теме босячества в пьесе “На дне”. Он решил вывести на сцену то, что старательно не замечалось обществом и о чем всячески замалчивалось. Автор хотел, чтобы читатели и зрители видели, что в обществе рядом с сытой и беспечной жизнью существует огромный мир нищеты и человеческого бесправия.
Максим Горький заставляет нас особенно остро и пронзительно ощутить эту несправедливость тем, что изображает своих героев людьми с незаурядными задатками, людьми, несомненно, достойными иной жизни. В пьесе возникает яркий собирательный образ “дна”. Важную роль здесь играют авторские замечания (ремарки), рисующие обстановку ночлежки.
Писатель использует выразительные детали. Действие пьесы начинается ранним весенним утром, когда пробуждается природа, а в ночлежке — вечный мрак, “тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Люди заперты в угрюмом сыром подземелье. Это впечатление усиливается тем, что место действия в пьесе почти не меняется.
Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни. Горький убедительно передает нравственное угасание этих людей, что проявляется в их поведении, репликах.
Писатель отказался от использования жаргонных выражений. Даже речь потомственного вора Васьки Пепла не содержит грубых слов. И без них, сохраняя чистоту литературного языка, Горький сумел достичь реалистической достоверности в изображении людей “дна”.
Речь их зачастую затруднена, односложна, отличается прерывистостью. Нередко герои разговаривают, плохо слушая и понимая друг друга, погрузившись в собственные переживания.
Тяжело воспринимает свое падение мягкий и поэтичный по своей натуре Актер. В ремарках отмечается его постоянно задумчивый, тоскливо-растерянный взгляд.
Характерны ремарки писателя к репликам Актера: “громко, как бы проснувшись”, “вдруг, как бы проснувшись”.‘Его доброта, отзывчивость, высокое представление о настоящем человеке заставляет невольно думать, что в нем погиб человек подлинного благородства.
С большой симпатией описывает Горький Клеща с его неистребимым желанием трудиться. Автор сумел показать, что “злыдень” и “скрипун” Клещ зол не от природы. Он по-своему привязан к Анне, но только не умеет выразить это.
С огромной силой передал Горький чувство одиночества, которое охватило Клеща после смерти жены. Он входит в ночлежку “медленно”, “съежившись”, а потом, “тупо” уставившись перед собой, с безграничным горем произносит: “Чего же мне теперь делать? А она… как же?”
Очень убедительно показана в пьесе Настя с ее мечтой о благородном чувстве. В ней много самоотверженности и тепла.
Несомненно, симпатичен автору и Васька Пепел, его богатырская удаль и душевная щедрость, его благородная любовь к юной и чистой Наташе.
Даже в отчаянном скептике Бубнове Горький под зачерствелостью и безразличием обнаружил страдающую человеческую душу. Его невозмутимость подчеркивалась постоянной ремаркой автора к репликам Бубнова “спокойно”. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
В каждой из жертв “дна” Горький обнаруживает, по словам одного из критиков, “жемчужины нравственных качеств”.
Но есть в пьесе и герои, вызывающие разноречивые оценки. Это, прежде всего, странник Лука. При первом же своем появлении в пьесе он оказывается в центре внимания ночлежников, потому что всех обласкивает, всем сочувствует, предлагает рецепты спасения. Кто же этот “занятный старичишка”?
На протяжении всей пьесы обитатели “дна” не раз приставали к Луке с расспросами, но лукавому старцу каждый раз удавалось уклониться от прямого ответа. Горький это очень точно передает в диалогах. Приспосабливаясь к жизни сам, Лука хочет примирить с ней и окружающих. Горький подчеркивает это, многократно повторяя в поучениях своего героя слова “потери”.
Автор не раз ставит Луку в такие обстоятельства, что по ходу развития действия он не может оставаться простым созерцателем. В конце первого акта Василиса за сценой избивает Наташу. Все, кто был в ночлежке, бросаются туда. Только Лука остается на месте, укоризненно “качая головой”. Доносящиеся стоны и крики Наташи перекрываются его “дребезжащим смехом”.
Выразительно помечает автор и другие поступки Луки: при столкновении с городовым Медведевым он говорит “смиренно”, когда входит Василиса, он хочет “выскользнуть” из комнаты, “сжимается”. В момент драки, когда Пепел убивает Костылева, Лука незаметно исчезает и больше не появляется. И, наконец, четвертый акт.
В ремарке Горький замечает: “Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла — нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, — нет наковальни… Ночь… На дворе — ветер”. Нет ни Пепла, ни Наташи, ни Костылева, ни Василисы, Настя кричит в приступе отчаяния. И как аккорд, завершающий пьесу, — смерть Актера.
Таким образом, логика самого действия показала несостоятельность и беспомощность рецептов Луки.
И хотя в самой пьесе нет прямых оценок личности Луки, мы встречаем их в публицистике Горького. Так, в очерке “Лев Толстой” писатель вспоминает: “Когда я писал Луку в “На дне”, я хотел изобразить этакого старичка: его интересуют “всякие ответы”, но не люди; неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтоб они не мешали ему жить.
И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью.” А в статье “О пьесах”, написанной спустя тридцать лет после выхода “На дне”, Горький утверждает, что утешители, подобные Луке, “самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные”.
На мой взгляд, Горький выступает против Луки только в силу того, что рассматривает его исключительно в качестве носителя определенных философских идей. Если же подходить к Луке с мерками реальных житейских ситуаций, то, в большинстве случаев, советы его вполне правомерны.
Лука действует в пределах своих возможностей, и требовать от этого шестидесятилетнего беспаспортного и бесправного человека большего по меньшей мере несправедливо.
Что касается Сатина, то здесь, мне кажется, Горький был вынужден вложить свои идеи в уста героя, по характеру не отвечающему авторскому идеалу. Это признавал и сам писатель, говоря, что в пьесе нет положительных героев, но он хотел, чтобы в ней зазвучала речь о Человеке.
В одном из писем Горький признается, что “кроме Сатина ее (речь) некому сказать” и что “эта речь чуждо звучит его языку”. И когда на сцене Сатин произносит свой знаменитый монолог, мы слышим взволнованный голос автора: “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
Читайте также: Мужество – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Горький в своем произведении описывает целый калейдоскоп жизней и характеров, пытаясь в каждом из них донести до читателя определенную цель.