Сочинение на тему «Доброта и жестокость»

Доброта и жестокость. Проявление этих противоположных человеческих качеств можно увидеть в произведениях многих авторов. Предлагаем изучить примеры, как можно написать сочинение на тему Доброта и жестокость в произведениях Чехова, Тургенева, Достоевского, Куприна, Платонова, Горького.

Доброта и жестокость в рассказе «Юшка» Платонова

Вариант 1

Случаи проявления доброты и жестокости в рассказе «Юшка», с моей точки зрения, показаны автором, Андреем Платоновичем Платоновым очень ярко, образно и без прикрас.

В небольшом городке у кузнеца долгие годы работает за небольшую плату помощником Ефим Дмитриевич, которого все кличут Юшкой. Свое скудное жалованье он экономит, как может. Годами ходит в старой одежде и пьет кипяток.

Жители города постоянно проявляют к Юшке беспричинную жестокость, даже дети кидают в него камни и обзываются. Все это Юшка безропотно сносит, он искренне верит, что на самом деле люди не желают ему плохого, просто так проявляют свою любовь.

Однажды Юшка «осмеливается» на вопрос подвыпившего горожанина ответить, что если он рожден на свет, значит, нужен на земле для чего-то. Это выводит прохожего из себя, он толкает Юшку, тот падает и умирает.

Спустя время в городе появляется девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича. Жители с трудом вспоминают Юшку.

Оказывается, Ефим Дмитриевич, был не просто патологически добрым и безответным человеком, но и помогал конкретными действиями конкретному человеку. Отказывая себе во всем, он оплачивал девочке-сироте пансион и учебу. Девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от чахотки.

В память об Ефиме Андреевиче она осталась работать в городе, в котором так жестоко относились к человеку, столько для нее сделавшему. Работала она врачом в больнице, работала на совесть и бескорыстно.

Вот такой круговорот добра и жестокости получился.

Вариант 2

Тезис. В каждом человеке сокрыт океан доброты, но в каждом человеке может скрываться и целое море жестокости. Но если жестокость делает человека равнодушным, губит его душу, то доброта делает человека возвышеннее и сильнее.

Аргументы. Главный герой рассказа «Юшка» — больной и слабый мужичок, которого все жители городка знают исключительно под корявым прозвищем Юшка, даже не подозревая, что у того есть настоящее имя — Ефим Дмитриевич.

Юшка – человек не от мира сего. Он кажется окружающим странным и нелепым. Он добр, он верит в любовь, он живет в уверенности, что любовь повсюду. Что он рожден «по закону», а значит для чего-то нужен.

Когда взрослые и дети обижают Юшку, Юшка говорит, что они делают это от любви и принимает насмешки и побои с удивительной кротостью. Единственный раз, когда вознегодовал и посмел возразить, закончился для него плачевно — его убил ни за что, ни про что обыкновенный прохожий.

А между тем, сам Юшка творит добро. Он помогает учиться одной совершенно ему чужой сиротке, которая одна на всем свете действительно любит Юшку. Потому что понимает какое доброе сердце у этого неказистого человека.

Остальные люди прозябают в жестокости, в равнодушии, даже не задумываясь о том, что это не Юшка юродивый, а они сами. О том, что они ведут себя как звери, нападая на того, кто не относится к их стае.

Черствость и слепота общества в этом рассказе просто поражает. Самые обычные люди сами не замечают, как страшно себя ведут. Для них такое поведение — норма, и они не видят в нем ничего противоестественного­. И это самое страшное в этом рассказе.

Заключение. Очень немногие люди способны делать добро просто так, потому что это нормально для человека. И таких людей остальное общество часто принимает за изгоев, отрекается от них, забывая, что именно добро ради добра всегда было одним из признаков настоящей святости.

Вариант 3

Рассказ А. П. Платонова «Юшка» — это история жиз­ни человека, умевшего искренне и бескорыстно любить весь мир, забывающего себя в этой любви. Это также история жестокого и неправильного мира, не умеющего понять: как это — любить «просто так»? Это история ошибок и находок, сострадания и бесчеловечности, жестокости и про­стого человеческого счастья.

Юшка — главный герой рассказа — вначале вызывает у нас жалость. Это старый на вид (хотя на самом деле ему сорок лет), плохо видящий, больной человек, работающий подручным помощником у главного кузнеца. Не покла­дая рук трудится он с утра до вечера, выполняет самую черную тяжелую работу. Жалованье он получал малень­кое и жил бедно: вместо чая пил воду, одежду не менял долгие годы. Даже жилья своего не было у Юшки — ноче­вал он на квартире у хозяина кузницы.

Дети дразнили Юшку, злобно толкали его, издевались, привлекая внимание и стараясь вызвать его раздражение, но Юшка не трогал их и не отвечал на насмешки. Он верил, что дети любят его, просто никто не научил их по-другому проявлять свои чувства. Взрослые тоже частень­ко вымещали на молчаливом Юшке свои горести и обиды, и били они «блажного» за его непохожесть гораздо ожес­точеннее, чем малыши. И никогда Юшка не отвечал им силой или даже укором. Он молчал, принимая в себя чужие беды, неудачи, злые эмоции. Он был уверен, что народ его любит, но «без понятия». «Сердце в людях бывает сле­пое», — говорит Юшка.

Каждое лето на месяц Юшка уходил пешком в какую-то глухую деревню. Никто не знал, кого именно посещает этот странный человек. Предполагали, что там живет Юшкина дочь.

Душой и телом отдыхал Юшка во время пути через поля и леса. Болезнь отпускала его, никто и ничто более не могло помешать выражению любви ко всем живым существам. Юшка целовал цветы, гладил кору деревьев, вдыхал ароматы трав, слушал пение птиц. В дороге изму­ченный чахоткой человек чувствовал себя бодрым и здо­ровым.

Когда Юшка возвращался обратно в город, его жизнь начинала течь по-прежнему. Болезнь тем временем раз­вивалась, и Юшка чувствовал себя с каждым годом все хуже и слабее. В последнее лето он был так плох, что никуда не ушел, как обычно, а остался в городе. Однажды вечером по пути с работы Юшка встретил прохожего, ко­торый, как обычно, начал над ним насмехаться. В первый раз в жизни не стерпел Юшка обиды, ответил сердито про­хожему: «Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя». Так рассердился встречный на то, что «юрод негодный» равняет себя с ним, что до смерти избил Юшку.

Похоронив Юшку, люди забыли о нем, но жизнь людей в городе стала хуже, ведь не на кого было теперь выплес­кивать свою злость, обиды, горечь.

Глубокой осенью в кузницу пришла молодая девушка и спросила Ефима Дмитриевича, то есть Юшку. Оказалось, что Юшка уже давно помогал этой сироте, определил ее, еще маленькую, в школу, каждый год приносил ей деньги на жизнь и обучение. Девушка выросла и выучилась на врача, но вылечить того, кто любил ее больше всех на свете, не успела.

Девушку провели на могилу, а потом она навсегда ос­талась в этом городе. Всю свою жизнь она посвятила ле­чению и утешению больных людей, не беря ни с кого платы. Все ее называли «дочерью доброго Юшки», хотя люди давно забыли, кто такой Юшка.

Я думаю, что А. Платонов хочет подвести нас к мысли, что доброта, любовь, сострадание, живущие в сердце челове­ка, могут победить жестокость, глупость и непонимание ок­ружающего мира. Нужно делать добро и с легкостью отпус­кать его от себя, как это делал слабый телом, но бесконечно сильный душой и сердцем Юшка — Ефим Дмитриевич.

Доброта и жестокость в рассказе «Муму» Тургенева

Вариант 1

Доброта не знает разграничений по сословиям людей или породам животных. Добрый человек одинаково добр и к богатому, и к бедному, его сочувствие вызывает любое живое существо. Жестокий же и бессердечный особенно жесток к тем, кто не имеет собственной воли и стоит на низшей социальной ступени.

Так барыня из произведения И. С. Тургенева «Муму» с особой безжалостностью относится к слуге, который мало того, что полностью находится в её власти, но ещё и лишён речи, не может ответить злой хозяйке. Кроткий Герасим покорно выполняет волю хозяйки. Его доброе сердце привязано к маленькой собачке.

Госпожа находит особое злобное, даже садистское удовольствие в том, чтобы заставить послушного ей слугу утопить безвинное животное. Герасим не представляет, как можно ослушаться, он выполняет приказ. Его разбитое сердце не решается на бунт против жестокой хозяйки. Лишь после исполненного им злодеяния он отваживается на поступок и уходит от барыни.

Вариант 2

Произведение «Муму» показывает нам пример жестокости: отношение приказ утопить собачку — что это как не безграничная жестокость.

Тогда как Герасим противопоставлен ей: он добрейшей души человек.

В сущности, приказ барыни вызван не необходимостью — Муму ей ничем не мешает. Этот приказ вызван дурным настроением и барским ощущением вседозволенности. Барыня привыкла, что распоряжается жизнями крепостных, что ей до жизни собачонки?

Герасим не смеет ослушаться приказа. Он выполняет то, что ему было поручено, избавляясь от единственного дорогого ему сушества. И сердце его, сердце добрейшего прежде человека, каменеет.

Жестокость убивает лучшие порывы человеческих душ, растаптывая всё светлое и доброе, что в них было.

Вариант 3

О жестокости людей пишут многие поэты и писатели. К примеру, это затрагивает и жесткость по отношению к несчастным животным.

В качестве популярного примера можно просто привести творение «Муму», какое было сочинено Тургеневым.

В данной драматической истории повествуется, как дворник кидает в воду обожаемую собачку по приказу злой хозяйки. Герасиму, безусловно, делать этого, решительно не хочется и видно, что он добрый человек, тем не менее, поступает именно так.

Подобный ужасный поступок заставил Герасима изменить его жизнь. Дворник не возвращается к злой барыне, а уходит жить в деревню.

Но, если бы осмысление того, что необходимо перестать жить, реализовывая чьи-то распоряжения, и начать независимое существование, подоспело бы чуть-чуть раньше, то бедная собачка осталась бы жива.

Вследствие этого, прежде чем что-то свершить надлежит первым делом хорошенько подумать и только после отваживаться на тот или другой поступок.

Вариант 4

Жестокость по отношению к животным может повлечь за собой обесценивание важных моральных ценностей, которые обеспечивают жизнь человека в обществе. Так, в произведении И. С. Тургенева «Муму» герой утопил собаку по приказу барыни. Деспотичная женщина невзлюбила питомца слуги, поэтому пыталась любыми способами заставить его избавиться от животного. Автор проводит тонкую параллель между судьбами Герасима и его любимца.

Дворник, как и собака, не является хозяином самому себе. Он принадлежит помещице, которая может делать с ним все, что захочет. Мужчина сидит на привязи и выполняет команды, а властная дворянка дрессирует его. Очевидно, что для барыни не было никакой разницы между человеком и животным, она всех считала своей собственностью, у которой нет чувств и мнений, воли и прав. Поэтому она сводила крестьян, как обитателей скотного двора, не считаясь с их желаниями. Пытаясь излечить Капитона от алкоголизма, она выдает за него Татьяну против воли, разбивая сердце Герасима, влюбленного в девушку. Таким образом, жестокое обращение с животными провоцирует появление подобного отношения к людям.

Жестокость к любому живому существу не может оставаться без последствий. Причем, тот, кто позволил себе ее применить, становится главной жертвой этой агрессии. Пример описал И. С. Тургенев в рассказе «Муму». Барыня заставила своего слугу избавиться от собаки, которая ей не нравилась. Осознав свое бесправие, Герасим понял, что не может нести ответственность за тех, кто ему дорог. Но бросить Муму он не мог, это было бы предательством по отношению к ней.

Тогда он решил избавить собаку от мук одиночества. Утопив ее, дворник сам сорвался с цепи и ушел в деревню, где жил один до самой смерти. Расправившись с животным, человек выпал из системы общественных отношений и не смог найти в своей душе места для любви. Таковы тяжелые последствия жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

Доброта и жестокость в произведениях Чехова

Тема хамства, жестокости и равнодушия являются ключевыми в творчестве А.П. Чехова.

«В аптеке»

Вариант 1

Жестокое обращение с окружающими.  Тема хамства является ключевой в творчестве А.П. Чехова. Антон Павлович однозначно осуждает это явление, высмеивает его. В рассказе «В аптеке» А.П. Чехов показывает нам героя, столкнувшегося с хамством в обыденной жизни.

Находясь при смерти, учитель пытался получить лекарство, но ему не повезло: в этой сложной ситуации он столкнулся с непроходимым хамом. Провизор смотрел на людей сверху вниз, не считая важным разговаривать с ними по-человечески, интеллигентно. Его хамство и равнодушие погубило человеческую жизнь.

Для того чтобы ее спасти, необходимо было проявить каплю уважения и человеколюбия, но, к сожалению, он этого не сделал.

Вариант 2

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему.

Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

«Тоска»

Вариант 1

В рассказе А.П. Чехова «Тоска», автор обращает внимание на жестокость людей по отношению друг к другу. Извозчик, в течение всего произведения, хотел поделиться с окружающими своей печалью, но никто даже слушать его не желал, все были слишком погружены в свои заботы или же просто отмахивались от него.

Тогда, Иона идёт к единственному созданию которое его понимает – лошади. Животное хоть ничего и не говорит, но молча выслушивает своего хозяина, оказавшись единственным кто его понял.

Таким образом, создатель показывает насколько иногда могут быть бессердечны люди, а также, что твоим слушателем, может оказаться обычное животное, которое останется с тобой несмотря ни на что.

Вариант 2

В произведении «Тоска» мало доброты, но много безразличия, что можно приравнять к жестокости.

Людям безразлично горе одного извозчика, которых на Руси матушке сотни, а ему нужно только одно – выговориться. В конце концов, единственным добрым существом оказывается лошадь.

В данной истории, на простом примере обычного человека показано социальное неравенство. Если бы на его месте был дворянин, то и отношение могло бы быть другим.

Вариант 3

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль «Тоски» заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело.

Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

«Попрыгунья»

Главная героиня рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» Ольга Ивановна – капризная, избалованная молодая девушка. Лучше всего ее можно описать эпитетом «равнодушная». Она поверхностно относится к своим увлечениям, даже не пытается понять, чем живет ее муж. Ольгу Ивановну заботят только сиюминутные радости, новые платья и праздники. Ее муж Дымов вынужден много работать, чтобы она могла позволить себе жить так, как ей хочется.

Ольга Ивановна пользуется тем, что муж ее очень любит и не понимает, какую жертву приносит Дымов, чтобы сделать ее счастливой. Так, например, проявляется ее безразличие к мужу: однажды Осип Иванович приезжает поздно с работы на дачу, мечтая о покое и ужине, а она отправляет его за цветами в город. Показательна и другая ситуация из их семейной жизни. Во время отпуска Ольга завела роман с художником Рябовским. Дымов со временем узнал об этом, но его любовь к жене и незлобивость не позволили ему устроить скандал.

В один прекрасный день он пришел домой веселый и довольный, поскольку защитил диссертацию, и поспешил поделиться радостью с Ольгой, но как обычно наткнулся на стену равнодушия. По его лицу было видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все», но она даже не хотела понимать, насколько это достижение важно для Дымова, к тому же она спешила в театр.

Дымов умер от дифтерита, спасая зараженного мальчика, но по-настоящему его погубила, на мой взгляд, болезнь под названием «равнодушие».

«Крыжовник»

На ЕГЭ-2019 выпускникам предлагалось написать сочинение на тему «Доброта и жестокость», приведя аргументы на примере рассказа «Крыжовник» Чехова и «На дне» горького». Предлагаем примеры такого сочинения:

Вариант 1

С добротой и жестокостью каждый из нас сталкивался в жизни и в литературе. Писатели особенно часто раскрывают эту проблему в своих произведениях. На примере героев в их произведениях мы видим, как эти понятия доброты и жестокости противоположны друг другу. Жестокому человеку свойственны бесчувственные, грубые поступки в отношении другого человека, а добрый человек наоборот проявляет сочувствие, утешает, предлагает помощь нуждающемуся человеку.

В рассказе «Крыжовник» мы наблюдаем Николая Ивановича Чимша-Гималайского, который по своему характеру человек очень эгоистичный и к окружающим людям относится или абсолютно равнодушно или же как к своей жене жестоко. Николаю Ивановичу нужны были деньги для покупки земли и для этой цели он намеренно женился на богатой, некрасивой вдове с одной только целью забрать её деньги себе. Продолжая копить деньги, Иван Николаевич жёстко экономил на еде и его жена в таких жёстких условиях заболела и умерла. Иван Николаевич даже не считал себя виноватым в её смерти, он радовался, что наконец смог скопить денег и купить землю и теперь может там разводить крыжовник. Так Иван Николаевич своей жестокостью и бессердечностью сгубил живую душу и даже не задумался над этим.

Такую же жестокость и отсутствие всякого гуманизма мы видим в пьесе Горького «На дне». Люди равнодушно относятся к умирающей Анне, им безразличны её страдания, ведь каждый из них оказавшись на дне, озлобился на весь мир и мы видим, как жестокость проявляется повсеместно и в отношении к себе и в отношении к окружающим. Когда Василиса жестоко подавляет свою сестру Наташу то никто не заступается за неё. А сама Наташа единственная светлая и добрая душа среди всего этого жестокого сборища. Только она реально проявляет заботу и доброту к окружающим, которые нуждаются в поддержке.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что равнодушие и есть самое настоящее проявление жестокости.

Вариант 2

Доброта и жестокость, как две стороны одной медали. Тема доброты и жестокости раскрыта во многих произведениях русской литературы.

В качестве аргументов можно привести рассказ А.П. Чехова «Крыжовник».

В этом рассказе мы сталкиваемся с бузумием и неодержимостью главного героя Николая Ивановича. Он безумен в своём желание обзавестись собственным имением и желанием развести в нём крыжовник. На пути к своей мечте, главный герой становится жестоким, бессердечным и скупым, сметающим и уничтожающим на своём пути всё. Николай Иванович с целью достижения своей мечты женится на богатой вдове и морит её голодом. Жена умирает, заболев, но даже гибель жены не смогла в нём, что-то изменить. Он равнодушный и жестокий человек.

Другим аргументом к теме доброты и жестокости может служить пьеса Максима Горького «На дне».

В пьесе герои по разным причинам оказались «на дне», они в ночьлежке, ведь все они лишены своего крова. Это приводит к их моральной деградации, они же токи и безразрличны к людям окружающим им. Ярким примером их жестокости является всеобщая радость от смерти Анны. Они испытывают радость и облегчение от того, что она умерла и теперь они не будут слышать её кашель. И только Лука, несмотря на весь этот ужас, остаётся добрым и не теряет надежды, даря и вселяя её в других.

Вариант 3

Нравственные понятия раскрываются литературой так, что становится понятно их разнообразие. Доброта и жестокость («Крыжовник») стоят настолько близко друг к другу, что не каждый сможет увидеть момент перехода из одного качества в другое. Добрые становятся злыми и наоборот.

Николай Иванович – обычный чиновник из казенной палаты. Он переписывает одни и те же бумаги, мечтает переехать в деревню, где будет жить в своем доме у реки или озера. Особое место в будущем имении занимает крыжовник. Он завершает план имения. Без него дом для Николая Ивановича неполный, незавершенный. Чиновник копит деньги на исполнение своей мечты. Он нищенствует, жадничает, но не изменяет поставленной цели.

Куст колючей ягоды становится символом идеи, которая съедает человека. Почему выбрана именно эта ягода? Можно рассуждать и фантазировать. Точного ответа в тексте нет. Мечта всегда должна иметь что-то индивидуальное свое, отличное от желаний других. Крыжовник у Николая именно это отличие. С другой стороны, колючесть куста. К нему не подойти без рукавиц, нужно быть аккуратным, чтобы не уколоться и не поцарапаться. Стоять рядом с Николаем Ивановичем тоже неприятно. Новый барин обретает отталкивающую внешность, напоминающую свинью. Нет привлекательности в помещике: обманная речь, высокопарные фразы. Автор не скрывает пустоту души, безнравственность поступков. О такого человека несложно уколоться, но его это нисколько не волнует. Чехов указывает на вкус ягод: «кисло и невкусно». Чимша-Гималайский не замечает истинного вкуса плодов, он удовлетворен результатом: мечта сбылась. Можно сказать, что крыжовник – это доказательство ограниченности души героя, его эгоистичности и жестокости.

Преображение доброты. Добрые люди долгое время скрывают свое истинное лицо, пытаясь собрать нужное количество средств для достижения своей цели. Прикидываться скромным и тихим проще. Цель не всегда пугает окружающих. Оказывается, по мнению автора, из любой нелепой мечты можно сделать нечто, изменяющее человека полностью. Тесный мир позволяет спрятаться за закрытыми дверями. А. П. Чехов предлагает, казалось бы, тоже нелепые решения. За дверями должен стоять «человек с молоточком». Он стучит, напоминая о светлых началах мечты. Молоток не позволяет «заснуть» состраданию, жалости к близким. Стук не даст умереть любви и погибнуть доброте. Молоток – страж души. Как только злоба и бездушие подберутся близко, он начнет бить тревогу. Разве такое возможно в реальности? Конечно, да. «Стучать» могут друзья, родители, учителя. У каждого человека должны быть те, кто их любит. Преображение доброты в жестокость тогда станет единичной, исключительной.

Значение цели. Мечта – это смысл жизни. Хочется, чтобы цель улучшала человека, но не всегда люди мечтают о возвышенном. Часть желаний связаны с улучшениями быта: дом, техника, украшения. Имение с крыжовником в виде желания чиновника не удивляет. Читатель не видит ничего предосудительного в том, что он копит на усадьбу. Терпение и упорство в какой-то момент покоряют. Так стремиться к цели может только целеустремленный человек. Тихий, не имеющий своего мнения чиновник превращается в «свинью».

Добрый юноша, одержимый накопительством, становится жестоким семейным деспотом, отбирающим у жены чашку наливки и вкусный пирог. Внутренние изменения страшат. Остановить распад личности может только сама личность. Но если она этого не хочет, происходит потеря признаков человечности. Цель тогда может совсем не иметь значения, важно то, каким путем идет к ней человек.

«Вишневый сад»

А. П. Чехов ненавидел ложь, лицемерие и глупость, а потому считал, что люди, которые обладают такими качествами, не способны на доброту и милосердие, их удел — жестокость.

  1. Скрытая жестокость, жестокость – эгоизм и равнодушие. Порой внешняя любезность маскирует холодную и жестокую натуру. К примеру, Любовь Раневская пряталась за собственной ширмой «роскоши» тогда, когда средств едва хватало на существование. В последний день перед торгами она организовала пышный прием, лишь бы гости не сомневались в ее гостеприимстве и щедрости. Сохраняя прекрасные манеры, женщина хладнокровно и эгоистично бросила на самотек судьбу поместья, которое могло бы стать приданым для ее дочерей. Но героиня думала только о собственном благополучии, тогда как от её жестокости страдали бедные дети, которых она бросила на попечение «дяденьки». Любовь Андреевна не только позволила себе потерять родовое гнездо, но и бездумно растрачивала все семейные деньги на содержание любовника и веселую заграничную жизнь. Будущее дочерей мать не беспокоило, она жила здесь и сейчас только для себя. Но при этом героиня изображала нежность, заботу и даже ностальгию по детству, как будто семья для нее что-то значила. Подобное отношение к близким людям – верх жестокости, воплощенной в благопристойном эгоизме. Однако Раневская скрывала свое истинное лицо под аристократическими ужимками, поэтому ее жестокость никто не замечал.
  2. Доброта не приносит счастья. Пока обитатели дома заняты никому ненужными проблемами, Ермолай Лопахин занят тем, что обдумывает план по их «спасению». Он предлагает единственный разумный вариант – разделить сад на дачные участки и сдавать их в аренду, погашая долги. Однако его предложение игнорируют. В основе его поведения, несомненно, лежит добродушие по отношению к «друзьям», которым он искренне готов помочь, пусть и преследуя личные цели. Несмотря на его захватнический инстинкт и грубость обхождения, герой является искренним, добрым и миролюбивым человеком, страдающим от психологического неравенства с бывшими господами. На протяжении всей пьесы он пытался сделать предложение приемной дочери Раневской, но так и не отважился на это, ведь, несмотря на богатство и успех, он не считал себя ровней барышне. Хотя его предложение было бы благодеянием для нее, ведь без роскошного приданого и хорошей родословной она не могла найти мужа. Однако все его добрые намерения разбиваются об непонимание со стороны окружающих. Они не приносят ему счастья, о чем он неоднократно говорит сам в беседах с другими героями.
  3. Какими качествами обладает добрый человек? Светлое «создание», которое обладает добрыми намерениями и помыслами — это Аня, героиня пьесы «Вишневый сад». Она искренне верит в то, что вместо прежнего участка можно посадить ещё более красивый и плодородный сад. Девушка никому не желает зла, в ее будущем саду есть место каждому человеку, независимо от его социального статуса и дохода. Там людей судят по иным критериям – по уму, благородству и способностям. Думая о прекрасном будущем, героиня учится добродетелям в настоящем времени. Она не судит мать за ее расточительство и порочность, а дядю – за его эгоизм и неумение жить в материальном мире. Аня рассчитывает на себя и не перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей. Но самое главное ее достоинство – это желание заботиться об интересах всего общества. Именно поэтому Аня может считаться добрым человеком, так как она желает счастья не одной лишь себе, а всему имению. Таким образом, доброта предполагает развитие таких качеств, как чуткость, такт, справедливость и умение заботиться о других людях.

И, несмотря на трагическое положение героев пьесы «Вишневый сад», проблеск нравственности в книге все же есть. Однако жестокости все-таки больше.

Доброта и жестокость в «Олесе» Куприна

Вариант 1

В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» читатель сталкивается как с добротой, так и с жестокостью.

Первый пример жестокости описывается в рассказе старухи Мануйлихи. До того, как поселится в лесу, на отшибе от всех Мануйлиха с внучкой жила в самом селе. В селе они были пришлыми, и местные считали Мануйлиху ведьмой, хотя ничего плохого она никому не сделала.

Однажды старуха поругалась с одной из местных женщин, и у той вскоре после ссоры умер ребенок. Жители села обвинили в смерти Мануйлиху и прогнали ее с внучкой из села.

По дороге в лес старая женщина, как могла прикрывала собой внучку от камней односельчан.

Проявление жесткости автор описывает и в сцене, когда Олеся ради любимого решилась пойти в сельскую церковь. Женщины, увидев девушку в церкви, словно озверели. Они избили ее и хотели измазать дёгтем, чудом Олесе удалось вырваться из их рук и убежать в лес. При этом она в сердцах громко прокляла напавших на нее.

На село обрушилась страшная непогода, град побил урожай. Естественно, в этом природном катаклизме увидели колдовские происки Олеси и ее бабки.

Селяне готовились к мести, но бабушка и внучка спаслись бегством.

Одним словом, односельчане были очень жестоки по отношению к старой Мануйлихе и ее внучке, они были готовы винить их во всех своих бедах.

Можно сказать, что барин, рассказчик повести, ставший возлюбленным Олеси, был добр к девушке. Он тоже ее полюбил и не хотел, чтобы бабушка с внучкой переезжали в другие места. Он подарил уряднику свое ружье, чтобы тот не трогал женщин.

Но, с моей точки зрения, барин для любимой мог сделать гораздо больше.

Вариант 2

В повести «Куприна» тема доброты и жестокости очень ярко раскрыта автором. Мы видим, как ожесточенные жители села к Олесе и её бабушке. Они считают их ведьмами и не дают им жизни, выгоняя из села.

В сцене, когда Олеся, пройдя в церковь, столкнулась с избиением верующих сельчан, видно, что жестокость людей не знала границ. В ответ на агрессию, злобу и жестокое отношение к ней сельчан, Олеся в сердцах проклинает. Конечно, такой поступок тоже не является добротой душевной, но понятна и очевидна его мотивация. Жестокость способна лишь на рождение ответной агрессии.

В произведении есть только один герой, который добр к бабушке, к старухе Мануйлихе, и её внучке это Иван Тимофеевич, рассказчик, который пытается защитить их. Но после его отъезда, они остаются одни, в результате сбегают подальше от этих мест, так как жестокость переходила все границы.

Доброта и жестокость в «Преступление и наказание» Достоевского

Вариант 1

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? Этому перевоплощению можно найти объяснение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников – добрый человек с чуткой и ранимой душой. Эту особенность характера наглядно демонстрирует его сон, где он горько плачет, жалея бедную лошадь, забитую до смерти мужиками. Также читатель видит неравнодушное отношение героя к горю посторонних людей.

Мармеладовым он оставляет свои последние деньги, сочувствуя их потере. Как же так получилось, что именно этот человек жестоко убивает двух женщин, даже не имея личного мотива? Всему виной удушливая атмосфера города, где так отчаянно бросается в глаза вопиющее социальное неравенство. Пока немногочисленные богачи разъезжают по столице в нарядных экипажах, тысячи бедняков вынуждены отдавать ростовщикам последние пожитки, чтобы не умереть от голода.

Сам Родион ютится в крошечной комнате, бросает учебу, которую не в состоянии оплатить, а его сестра хочет выйти замуж по расчету, лишь бы обеспечить семью. Герой не может смириться с бесправием, ему хочется изменить мир, поэтому он переступает через себя и становится тем, кто способен на жестокость.

Даже добрый человек может ожесточиться, если столкнется с непреодолимыми трудностями, которые сломят его волю. Такой пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Мармеладов имел доброе сердце, ведь женился на бедной вдове с маленькими детьми из жалости. Он знал, что женщине и ее семье грозит нищета, и спас ее от позора, дав возможность вести скромный, но порядочный образ жизни. Однако со временем что-то в мужчине надломилось, груз оказался неподъемным.

Взяв на себя огромную ответственность, он не справился с ней. Свой стресс он начал заливать алкоголем, потерял работу, и вся семья оказалась без средств к существованию. Зависимость от спиртных напитков полностью захватила Семена Захаровича, он потерял достоинство, опустился. Его родная дочь зарабатывала деньги на панели, а он пропивал их, обделяя жену и детей. Это настоящая жестокость, ведь пропитые отцом гроши доставались Соне ценой позора и унижения.

Как же он дошел до такого кощунственного поведения? Причина в том, что он стал рабом вредной привычки и потерял себя. Физический упадок и нравственное падение превратили Мармеладова в жестокосердного эгоиста, способного лишь удовлетворять свои прихоти за счет других людей.

Вариант 2

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру.

Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.

Сочинение В чем проявляется жестокость человеческой души?

Кто такой жестокий человек? Жесткость – это человеческое чувство, не знающее жалости, бесчеловечности, сожаления, сочувствия. Встречаются много в жизни жестоких людей, которые халатны по отношению друг к другу, при этом они не задумываются о последствиях своих действий. Приведу примеры из художественной литературы, где бесчеловечность одного человека может погубить другого.

Так в произведении А.Н. Островского «Гроза» одна из главных героинь богатая купчиха Кабаниха была сварлива и деспотична. Её цель была подчинить себе как можно больше людей, чтобы они соблюдали традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Она могла оскорбить детей, невестку и при этом посмеяться над этим. Её безграничная жестокость приводит к трагедиям: Катерина бросается в реку и погибает. Тихон, узнав о гибели жены винит во всем мать, но ей глубоко безразличны его чувства и переживания. Автор показывает нам, что при своей силе и власти Кабаниха остается одна.

Таким образом, при помощи такой ужасной истории Островский доказывает своим читателям, что жестокость всегда губительна по отношению к окружающим и самому себе.

Давайте вспомним и другое произведение А.П. Чехова «В аптеке», где главным героем является Егор Алексеевич Свойкин — домашний учитель, которому срочно нужны были лекарства, так как он был сильно болен. Автор обращает наше внимание на провизора, в котором отсутствует чувство сострадания и равнодушия к людям. Из-за неумения сострадать и помогать людям, из-за отсутствия у человека материальных средств его бросают умирать, не желая ни о чём слушать.

Таким образом, на примере данной истории автор показывает нам, что отсутствие сострадания, но присутствие жестокости толкает людей на совершение чудовищных поступков.

Таким образом, можно сделать вывод, что жестокие люди самые несчастные, потому что они не в состоянии любить никого, даже себя. Они разрушают судьбы различных людей.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

12 − одиннадцать =

Adblock
detector