Сочинения по произведению «Бедность не порок»

Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.

Сочинения по произведению «Бедность не порок»

Анализ пьесы «Бедность не порок»

История создания. Первоначальное название произведения – «Гордым Бог противится». 1853- создана пьеса, 1854– опубликована и поставлена на сцене Москвы и Петербурга.

Три главные темы комедии–очень яркие:

  • высмеивание автором многочисленных пороков людей,
  • праздное существование купечества, предпочитающего самобытному русскому– зарубежное,
  • настоящая любовь, неподвластная материальным ценностям.

Жанр произведения– комедия, так как смешные ситуации и комичные характеры героев.

Пьеса состоит из трех действий. Первое действие– знакомство с героями произведения, второе– основные события, третье – развязка и кульминация.

Отличительная черта композиции – большое количество фольклора – пословицы, прибаутки, песни читатель увидит в каждой сцене, подчеркивая или оттеняя действие.

Очень интересны особенности системы образов – герои разделены на богатых и бедных. Богачи этоГордей, Люба и Пелагея Торцовы, Разлюляев Григорий и Коршунов Африкан. Все остальные герои– «бедняки», зато души чистые и добрые.

Условно можно разделить героев еще на тех, кто стремиться к новому – Гордей и Африкан, и кто тяготеет к старине (все остальные, особенно Пелагея и Торцов). Еще очень важная деталь в системе образов– «говорящие» фамилии, подчеркивающие наиболее яркие и запоминающиеся черты характера.

Для наиболее яркой характеристики героев автор использует языковые средства. К примеру, на исконном русском языке разговаривают Митя, Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, тогда как Гордей Карпыч пытается говорить красиво и современно.

Для более легкого восприятия образов, герои рассматриваются параллельно, как бы сопоставляя, их друг другу. Особая роль в создании красочных сцен играют ремарки автора и потрясающие декорации.

Главные герои пьесы приказчик Митя и дочь купца Гордеева Любочка – юные, красивые и влюбленные в друг друга. Они прекрасно понимают, что отец-деспот никогда не даст согласия на брак, так как надеется выгодно выдать замуж единственную дочь Любу за богатого фабриканта Коршунова и переехать в Москву.

Мать Любы, зная про тайную привязанность дочери, ничего сделать не может, лишь сочувствует. Любовь не может перечить отцу и, несмотря на чувства к другому, готова выйти за нелюбимого. Помощь пришла нежданно.

Коршунова обвиняют в махинациях и разорениях, и он, отказавшись от женитьбы на молодой красавице, оскорбленный, уезжает. Раздосадованный отец объявляет, что выдаст дочь за первого встречного и им, на счастье, оказывается Митя, возлюбленный Любови. Торжество любви над деспотизмом купеческих устоев.

Автор в своем произведении поднял вопрос значимости морали, убеждая читателя в том, что все люди равны, главное – личные качества человека – доброта, гуманность, человечность, совесть, а не его социальное и материальное положение. Так же раскрыта тема безнравственности купеческого сословия– обличая патриархальный деспотизм.

О чем пьеса Островского – сюжет

Действие пьесы происходит во второй половине XIX века в одном из уездных городов России. Богатый купец Гордей Карпыч Торцов решает выдать свою дочь Любовь Гордеевну замуж за богатого старого вдовца Африкана Савича Коршунова.

Юная Любовь Гордеевна не любит своего пожилого жениха. Девушка влюблена в бедного, но доброго парня Митю, который служит приказчиком у ее отца. Митя отвечает девушке взаимностью и надеется жениться на ней. Любовь Гордеевна просит отца не выдавать ее замуж за нелюбимого человека. Но суровый и гордый Торцов остается непреклонен.

Митя предлагает Любови бежать из дома, чтобы тайно венчаться. Но девушка отказывается, так как не хочет выходить замуж против воли отца. Любовь Гордеевна и ее мать Пелагея Егоровна смиряются с решением главы семьи. Митя понимает, что не может ничего изменить.

Помочь влюбленным решает брат Гордея Карпыча, добродушный пьяница Любим Карпыч. Он просит брата не отдавать дочь за подлеца Африкана: не так давно тот обманул и разорил Любима, сделав из него нищего попрошайку.

Обиженный Африкан требует извинений и предупреждает, что иначе не женится на Любови Гордеевне. В ответ Гордей отказывается извиняться и объявляет, что теперь назло выдаст дочь за какого-нибудь бедняка, например, Митю. Влюбленные Митя и Любовь радуются этому решению. Увидев их радость, Гордей тут же берет свои слова обратно.

Вся семья уговаривает Гордея сдержать слово и отдать дочь за Митю. В конце концов Гордей смягчается и благославляет влюбленных. Он благодарит брата за то, что тот наставил его на ум. Гордей также признается, что теперь стал другим человеком. Семья Торцовых и их гости радуются и отмечают Святки.

Художественное своеобразие комедии

История. Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года. В этом же году состоялась первая постановка пьесы, она прошла на сцене Малого театра в Москве. Это случилось в начале года, а 9 сентября пьесу уже играли на петербургской сцене, в Александринском театре.

Главная тема комедии «Бедность не порок» выражена достаточно ярко. В ней автор высмеивает пороки человека, жизнь купечества, преклоняющегося перед западной модой и отвергающего самобытность истинно русского характера. Очень наглядно продемонстрировано, насколько культивируется тема денег, их влияние на судьбы людей, на взаимоотношения в обществе и выбор жизненного пути.

Островский поднимает вопрос о значимости моральных качеств людей. Убеждает читателя, что все люди равны, главное в человеке — душа и чистая совесть, что богатство не делает людей образованнее и гуманнее, а материальное положение — лишь условность.

Также писателем раскрывается тема нравственности купеческого сословия. Он обличает патриархальные устои и деспотизм, порой приводящие к драмам, происходящим за глухими заборами. Но счастливый конец пьесы дает надежду на то, что молодость, любовь и доброта смогут изменить старые обычаи.

Главными героями являются влюбленные молодые люди, приказчик Митя и дочь купца Любовь Гордеева. Они понимают, что деспотичный отец девушки ни за что не согласится на их брак. Гордей Карпыч тем временем лелеет надежду выгодно выдать замуж единственную дочь.

Он мечтает с помощью богатого зятя, пожилого фабриканта Коршунова, перебраться в Москву. Мать девушки, Пелагея Егоровна, узнав тайну молодых, лишь сочувствует им, но никаких действий предпринять не решается. Хозяину никто не перечит, и дочь послушно готова выполнить волю отца, загубив свою жизнь.

Неожиданно помощь приходит от разорившегося брата богатого купца, Любима Карпыча Торцова. Он бросает обвинения в глаза Коршунову в махинациях и своем разорении и требует вернуть не только долг, но еще уплатить выкуп за племянницу.

Старый плут оскорблен и, отказавшись жениться, уезжает. Гордость хозяина задета, и он сгоряча объявляет о намерении выдать дочь за первого встречного. По счастливой случайности, им оказывается ее возлюбленный Митя. Любовь восторжествовала над деспотизмом купеческих устоев.

Главная мысль. Таким образом, можно резюмировать, что в своем произведении Островский демонстрирует столкновение старого и нового, а также вечное противостояние богатых и бедных.

О чём заставляет задуматься пьеса

Пьесу А. Островского «Бедность не порок» можно воспринимать, как забавную шутку. Тем не менее, комедийный жанр в этом случае – лишь способ интересной подачи серьезных проблем. Вечная проблематика заставляет читателя задуматься над многими важными вопросами.

Конечно же, первый из них: «А что же такое бедность, как она влияет на характер человека?». Ситуации, судьбы, показанные в пьесе, доказывают, что бедность это экономическое положение, от которого не застрахован никто. Оказывает ли она влияние на человека, зависит только от него самого.

Сильная духом личность не позволит себе обозлиться на окружающий мир только из-за того, что ей не хватает денег. Такие люди скорее, будут стремиться к достатку честным путем. Именно так поступает Митя из пьесы А. Островского.

Размышления над проблемой бедности подталкивают к раздумьям о влиянии денег на человека. Конечно же, здесь тоже все зависит от личности. Некоторые люди быстро попадают на крючок богатой жизни и это их портит. Деньги дают почувствовать власть над другими, влиятельностей.

Поэтому богатые становятся жестокими, теряют умение сожалеть другим, понимать их. Появляется желание иметь еще больше власти, жить еще лучше – и тогда человек начинает гнаться за деньгами, переступая через свои принципы, не обращая внимания на страдания близких. Примерами таких людей являются Африкан Коршунов и Гордей Торцов.

Тем не менее, нельзя утверждать, что все богатые люди плохие. Есть и такие, что понимают: деньги – не главное, а истинные ценности – любовь, семья, дружба. К таким людям относится Пелагея Егоровна.

Женщина живет в достатке, но не стесняется считать своими друзьями бедных. Пелагея Егоровна не смотрит на них свысока, как ее муж. Гриша Разлюляев тоже из богатой семьи, но это не портит его так, как Торцова.

В то же время А. Островский доказывает, что человек может измениться, стоит ему только очень этого захотеть или побывать в определенных обстоятельствах. Гордей Карпыч после ссоры с Коршуновым меняет свои взгляды.

Также комедия А. Островского «Бедность не порок» заставляет задуматься над отношениями отцов и детей. Дочь Торцова, Любовь Гордеевна, полюбила небогатого парня Митю. Отец же не захотел ее понять, ведь уже сложил в голове «план» переезда в большой город.

Гордей Карпыч настаивает на том, чтобы девушка вышла замуж за богатого старого фабриканта. Просьбы дочери Торцов даже слышать не хочет. Стоит только представить, что чувствовала девушка, чтобы понять, ошибку Гордея Карпыча. Старшему поколению стоит поучиться понимать младшее у Пелагеи Егоровны.

Сегодня можно часто наблюдать, как дети перечат родителям, резки с ними. Любовь Гордеевна уважает отца, поэтому соглашается на брак с нелюбимым. Митя также покоряется его решению. У этих героев стоило бы поучиться уважению. Вот только нужно задуматься и над тем, всегда ли надо смиренно принимать то, чего не хочется. Ведь так можно легко упустить свое счастье.

Таким образом, пьеса А. Островского не только заставляет задуматься над важными вопросами, но и помогает найти ответы на них.

Бедность не порок – сочинение

Бедность не порок» пьеса, написанная А. Островским в конце 1853 года, работал он над ней полгода. Писатель в начале работы дал ей название «Гордым Бог противится». Она была написана для Малого театра в Москве. Роли были распределены ещё в период написания.

Автор посвятил произведение другу, который работал актером театра – Прову Садовскому, он сыграл роль Любима Торцова. Долго пьесу не пускали до постановки. В 1854 году пьеса вышла отдельной книгой, и поставили в Театре.

Произведение написано в жанре комедии. В основе лежат смешные ситуации. И заканчивается счастливо. Как и положено комедии. В эпизодах проскакивает сатира, резко высмеивается купечество, которое гонится за модой.

Название пьесы «Бедность не порок» отображает главную мысль произведения. Писатель пытается доказать, что бедность всего лишь денежное благополучие. Она не может являться духовным недостатком. Поэтому в пьесе бедные люди показаны с чистой душой, а богачи моральными калеками.

Островский в этом произведение высмеивает жадность и корысть. Показано, что люди считают, если деньги есть, то перед человеком открыты все двери, а бедность главный порок, но автору удается умело перевести внимание читателя, на то, что ни какие деньги не сравняются с духовными ценностями.

В пьесе просматриваются три темы, жизнь купечества, они стараются перестроить жизнь на западный манер, столкновение старых и новых взглядов, истинная любовь. Для которой деньги не главное. Писатель делает акцент на том, что главное надо быть богатым душевно и уметь любить искренне.

Сюжетные лини связаны с Гордеем Торцовым, Любимом Торцовым, Любавой и Митей, Анной Ивановной и Яшей Гуслиным. Все события вертятся вокруг семьи Торцовых.

У богатого купца Гордея Торцова, есть мечта переехать жить в крупный столичный город. Для реализации этой мечты решает отдать дочь замуж за богатого, но старого фабриканта Африкана Коршунова. Но дочь влюблена в приказчика и хочет, чтобы он стал её мужем.

Её мама знает о любви дочери. Но чем не может ей помочь. Молодым влюбленным помогает случай Коршунова обвиняют в махинациях с деньгами, он решает отказаться от брака сорится с Торцовым, и уезжает из города. Отец разрешает девушке выйти замуж за своего Митю.

У Торцова есть племянник Яша Гуслин, который любит вдову Анну Ивановну, она бедна. Дядя против их связи. Но ссора с фабрикантом, толкнула его дать согласие на брак молодых людей. Итог произведения – все счастливы. Главный конфликт, который идет через все произведение, противостояние богатых и бедных.

В пьесе все герои кроме Гордея Торцова, говорят на простом языке, а глава семьи хочет выглядеть модно, говорит на литературном, правильном языке, без просторечья.

Пьеса разделена на три действия. В первом действие автор знакомит со всеми персонажами. Во втором разворачиваются все события пьесы. В третьем происходит вся кульминация произведения.

Интересная черта пьесы в том, что в произведении много фольклора.

Это произведение актуально и в наше время. Этой пьесой автор показал, что на сцене можно показывать не только возвышенное, но и простонародное.

Читайте также: Акакий Акакиевич – характеристика героя повести «Шинель».

Островского считают «основателем русского театра». Созданная им теория поведения героев на сцене «непревзойденная» на сегодняшний день. Уже около 150 лет его пьесы ставятся в театрах по всему миру, они до сих пор актуальны, так как их автор гений.

Оксана
Оксана

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Оцените автора
Litfest
Добавить комментарий

15 − 4 =