Краткое содержание цикла «Земля родная» Д. Лихачева

Книга Лихачева Д.С. «Земля родная», написанная в 1983 году, служит важной задаче воспитания в людях культуры, духовности, патриотизма и интеллигентности. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Золотая карета», основных ее тезисов.

Краткое содержание Земля родная

Первые части произведения содержат в себе наставления молодым людям. Много говорится о неразрывной связи прошлого и настоящего. Сжатый пересказ позволит записать главные мысли в читательский дневник.

Лихачев «Земля родная» очень кратко

Краткое содержание «Земля родная» для читательского дневника:

Первые части произведения содержат в себе наставления молодым людям: важно стремиться к достижению правильных, не материальных и сугубо личных, целей в жизни, быть интеллигентным независимо от образа жизни и окружения, воспитывать в себе чувство прекрасного и уважение к своей семье, стране, её прошлому и культуре.

Много говорится о неразрывной связи прошлого и настоящего: это и культура общения молодежи со стариками, и преемственность поколений, и влияние древней культуры на современное восприятие.

Слово к молодым. Ваша профессия и ваш патриотизм

Все достижения зависят от твоих действий, дело не в везении. Кроме незначительных задач в жизни должна быть одна самая важная, глобальная. Патриот любит свою страну, а националист испытывает ненависть к другим народам, и нельзя эти понятия отождествлять.

Патриотизм начинается с привязанности и заинтересованности к своим родителям, к своему семейному прошлому. Все настоящие культуры связаны с культурным наследием прошлых веков.

Об интеллигентности

Интеллигентность обязательна, независимо от твоего окружения, рода деятельности, уровня образования и других факторов. Она далеко не всегда связана с прочитанной литературной классикой, это больше уровень понимания и осознанность жизни.

Не быть смешным

Как нельзя выливать на окружающих свои печали, так и нельзя казаться в их глазах смешным. Это должно проявляться даже в одежде, особенно у мужчин.

Большое в малом

Жизнь должна быть посвящена достижению малых задач, но, в конечном счете, все ваши действия должны вести к одной большой цели.

Цель и самооценка

В зависимости от того, чего желает человек, можно безошибочно определить то, кем он себя видит. Благородная цель – единственная, позволяющая достойно прожить свою жизнь.

Искусство открывает нам большой мир!

Русская культура и русское искусство многогранно и заслуживает к себе пристального внимания и признания, но при этом стоит приобщаться и к мировому наследию.

Учиться говорить и писать

Приобретение навыков письма и чтения – задача не только маленьких детей. Каждый человек должен на протяжении всей своей жизни учиться понимать свой родной язык.

Любите читать!

Нужно уметь относиться к чтению без корысти, не ради выполнения школьного задания или из-за популярности автора. Нужно искренне и осознанно подходить к литературе.

Возвышать друг друга

Нелегко молодым вести беседы с пожилыми: они плохо слышат, обижаются, про что-то постоянно недовольно бубнят. Но только они могут передать опыт прожитых лет новым поколениям.

Память

Память – единственный механизм, способный сдержать разрушение временем. Только благодаря памяти возможно существование морали.

Просторы и пространство

Вся русская культура, даже русский язык впитали в себя основополагающие понятия «воли» и «пространства», отсутствие границ и ограничений.

Русская природа и русский характер

Природа русского края не могла не повлиять на развитие русского характера. Нельзя разделить человека и природу –  они взаимосвязаны, и связь эта очень крепка.

Природа России и Пушкин

В творчестве А.С. Пушкина явно прослеживается свой путь, своя география. К пушкинским местам должно быть трепетное и бережливое отношение.

Экология культуры

Говоря об экологии нельзя иметь в виду лишь её биологический аспект. Биологическая неэкологичность способна разрушить организм человека, а культурная неэкологичность убивает нравственность и душу.

Памятники культуры – всенародное достояние

Культурное наследие – это не имущество одного поколения, оно принадлежит нашим потомкам, и наша прямая обязанность – сохранить его в целости на много веков.

Русская культура нового времени и Древняя Русь

Петровские реформы затронули культурное наследие Древней Руси, изменив её до неузнаваемости. Лишь крестьянский быт и культура низших слоев населения осталась без внимания. Отсюда последовало ошибочное суждение о том, что древнерусская культура существовала на уровне крестьянского быта.

«Сады Лицея»

Рассуждения автора о развитии паркового искусства, лицейских садах, садах в творчестве Пушкина А.С.

Ровесник русской истории

Речь идёт о Нижнем Новгороде – торговом, политическом и культурном центре Руси. Именно этот древний город сумел стать щитом для древнерусской культуры во время татаро-монгольского нашествия.

Первые 700 лет русской литературы

Наша литература гораздо старше древнеевропейской. Своим появлением она обязана появлению письменности, которая в свою очередь вышла из фольклора.

Прошлое должно служить современности!

Русский, украинский, белорусский народы – братские по своему происхождению, культуре и языку. Культурное наследие прошлых поколений не существует отдельно от современности, но является его базой, основой и имеет огромное влияние.

Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.

Это интересно:

Короткий пересказ «Земля родная» Лихачев

Дмитрий Лихачев Земля родная краткое содержание:

Край, где вы родились и живёте – малая Родина. Которую нужно любить, несмотря ни на что.

Человек не может жить без земли. Без знаний о прошлом. Надо быть патриотом, изучать историю родных мест, беречь и сохранять исторические здания и памятники.

Развивать умение внимательно читать произведения художественной литературы, каждый день найти время на чтение книги, в которой собрана мудрость нашего народа.

Общайтесь с пожилыми людьми, у них накоплен богатый опыт и есть чему поучиться.

Каждый человек должен обладать качествами интеллигентного человека. Даже, если его специальность проста. Всё равно, он должен излучать доброжелательность и спокойствие.

Гражданин нашей Родины, с детских лет, должен впитывать частицы уважительного отношения к старшим, изучать науку о «Родном крае», бережно пользоваться природными богатствами, думать о будущем поколении, стараться оставить о себе память в душах молодого поколения.

Обращайте внимание на своё умение говорить. Речь должна произноситься правильно!

По стремлению жить, мы можем узнать, как к себе относится человек, его самооценку.

Важно применять сравнение между различными действиями в истории Древней Руси. Результат, которого является показателем их важности для будущего поколения.

Надо учитывать, что молодость человека – фундамент всей его жизни и установление круга друзей, участвующих в радостных и грустных событиях жизненного пути. Если не с кем поделиться радостью, то нет особого ощущения счастья.

Лучше сохранять признаки молодости до самой старости. Старайтесь быть открытыми, естественными, простыми и доброжелательными гражданами. Репутацию школьной поры трудно изменить. Постарайтесь сберечь свою молодость до корней старости.

Личность, которая делает всем добро, старается помочь и облегчить мучения людей, придерживается стремления настоящего человека.

Тогда придерживаясь поставленной задачи можно потратить свою жизнь на Тратя постоянно свою энергию на постоянное стремление что – то купить, выделиться своим богатством, люди рискуют в конечном счёте остаться ни с чем, испытывая большое количество огорчений.

Мы должны приносить человечеству частицы счастья, преумножать добрые поступки. Обязательно надо проявлять любовь своим близким, к частям города, в котором вырос; к истокам прошлого и всей родной стране.

Каждый житель должен украшать свою улицу, преображать участки, сажать деревья, заботиться об подрастающем поколении.

Содержание «Земля родная» по главам

Профессор и академик рассуждает о культуре, патриотизме, уважении к старшим, описывает культуру Древней Руси, политическую и культурную жизнь Великого Новгорода в XIII—XIV вв.

Слово к молодым

Профессор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о патриотизме и призвании, интелли­гентности и культуре, чтении и памяти. Автор считает, что каждый человек должен иметь большую личностную цель и быть увлечённым своей профессией. Дело, которым мы занимаемся, должно приносить радость, быть призванием.

Настоящее счастье человеку приносит патриотизм. Любовь к своему народу начинается с изучения его прошлого. Автор любит Древнюю Русь и восхищается её письменностью и искусством. Изучение древнерусской истории может духовно обогатить нас и подсказать много нового.

Автор рассуждает об интелли­гентности, которая проявляется в уважении к родителям, в умении незаметно помочь ближнему, в повседневном поведении человека. Выражается интеллигентность и в умении человека не быть смешным, вести себя с достоинством.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.

Поведение человека соответствует его цели. Если цель большая и мудрая, то достойны и средства, которыми она достигается.

Свой характер и лучших друзей человек приобретает в юности. Именно друзья детства облегчают нам взрослую жизнь.

Автор считает самой большой ценностью язык народа. Русский язык — один из самых богатых в мире. Признак культурного человека — не только умение хорошо писать на родном языке, но и знание классической литературы.

Д. Лихачев призывает возвышать друг друга, пробуждая в окружающих их лучшие черты и не замечая недостатков. Особенно это касается стариков, которым внимание помогает скрасить последние годы.

Старики лучше помнят прошлое, а ведь память — это преодоление времени и смерти. Память о старом помогает лучше понять новое. Настоящее возникло из истории.

Заметки о русском

Автор замечает, что самые «русские черты» характера — жалость, приветливость. Понятие воли для русских отражается в широких пространствах, а тоска ассоциируется с теснотой. Русская храбрость — это удаль, широкая, удалая смелость.

С XII века человеческая культура противо­по­ставляется природе. По Жан Жаку Руссо, «естественный человек» близок к природе и поэтому необразован. Так же считал и Лев Толстой, противо­по­ставляя крестьянство интеллигенции.

По мнению автора, образованность и интелли­гентность — естественные состояния человека, а невежество ненормально и противо­есте­ственно. У природы есть своя культура.

Невежество или полузнайство — это почти болезнь.

Человеческая культура смягчила резкость русского пейзажа, а природа сгладила все нарушения равновесия, допущенные человеком.

Русская пейзажная живопись посвящена в основном временам года, явлениям природы и человеку в природе. Природу каждой страны формировала культура живущего в ней народа, а в садах и парках природа «очеловечена» и сродни искусству.

Отношение к прошлому бывает двух родов: как к зрелищу, и как к памятнику прошлого. Автор — сторонник второго рода отношения. Культура — это тот же парк, где облагороженная природа слита с искусством. Всю прелесть русской природы открыл для нас Пушкин, которого Достоевский считал идеалом русского человека.

Мерить культуру нужно по национальному идеалу, созданному народом, который уводит от душевной скупости, узости и мещанства, от мстительности и национализма. Этот идеал существовал и в Древней Руси.

Экология культуры

Экологией культуры автор считает градостроительство, основанное на изучении истории развития городов. В качестве примера он рассматривает строительство древнерусских городов, в частности, Великого Новгорода.

При его строительстве обращалось внимание на виды, открывающиеся из домов. Планировка Новгорода создавала ощущение простора.

Для экологии культуры важны памятники прошлого, ведь если природа может залечить раны, нанесённые человеком или стихией, то потеря памятников — старинных зданий, монументов, рукописей, фресок — невосполнима.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

К сожалению, их система хранения в России организована плохо. Многие рукописи и фрески потеряны или загублены неумелой реставрацией, но немало сохранено и даже издано в «Библиотеке всемирной литературы».

Автора радует, что древнерусская культура начала входить в моду, но огорчают во многом уродливые формы, которые принимает это явление. Однако он надеется, что люди увидят красоту, которая таится в культуре Древней Руси.

Новгород Великий

Великий Новгород, огромный по тем временам город, был портом четырёх морей и являлся независимой республикой. Управляла им феодальная аристократия и купечество, а народ мог свободно высказать своё мнение на новгородском вече.

Новгород стоял на торговом пути из Скандинавии в Византию, поэтому в него стекались знаменитые зодчие, иконописцы, переводчики, которые и формировали новгородское искусство. Найденные учёными берестяные грамоты XIII—XIV вв.еков свидетельствуют, что практически все новгородцы были грамотными.

Новгородское искусство, воспитанное в атмосфере свободного соревнования с европейскими художественными школами, — одно из самых национально-русских и одно из самых своеобразных.

Сильна была в Новгороде и градостро­и­тельная дисциплина — все здание в центре города не превышали высотой Святую Софию. Благоустройство города превосходило многие европейские столицы, а многочисленные церкви были построены с большим мастерством.

Ренессанса в Древней Руси не было, поэтому расцвет новгородского искусства пришёлся на XIV век — время Предренессанса. Эта эпоха обогатила живопись и литературу Руси.

Присоединившись к Московской Руси, Новгород сохранил свою культуру. Хотя он и потерял свою независимость, московские князья всегда относились к Новгороду уважительно и пользовались его культурными богатствами. С этого момента новгородская культура приобрела общенацио­нальные черты и мировое значение.

Древнерусская литература и современность

Автор вспоминает блокадный Ленинград. Во время блокады он в соавторстве с археологом М. А. Тихановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», чтобы напомнить людям историю осад городов Древней Руси.

Автор заметил, что война вводит в обиход забытые древнерусские слова и понятия — рвы, валы, надолбы, народное ополчение.

В Ленинграде, как и в осаждённых городах Древней Руси, использовался женский труд. Женщины строили укрепления, выхаживали раненых и оплакивали погибших. И в древнерусской, и в современной литературе много женских стихов-плачей.

Русские женские плачи — необыкновенное явление. Они не только изъявление чувств — они осмысление совершившегося.

Автор обращается к теме истории культуры, которая не только фиксирует изменения, но и открывает новое в старом, накапливает культурные ценности. Изучение и оценка культуры прошлого позволяет людям опереться на культурное наследие.

Мировая культура расширялась неравномерно, она встречала непонимание и враждебность и потеряла множество ценнейших памятников. До XX века литература Древней Руси не признавалась в мировом масштабе.

Не оценена она и до сих пор, поскольку в ней нет ни Данте, ни Шекспира. Древнерусская литература плотно связана с историей, фольклором, обрядовой поэзией, но от этого она не становится менее ценной.

Автор описывает историю русской литературы начиная с X века, когда из Болгарии на Русь пришла письменность. Затем он обращается к труду библиографа, которым стал, утратив личную библиотеку.

Лихачёв вспоминает цикл стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом», после чего углубляется в историю великого сражения, освободившего русичей от монголо-татарского ига. Это освобождение повлекло за собой подъём древнерусской культуры.

Автор отмечает и роль Киевской Руси в развитии русской культуры и единства. Он считает, что мы должны быть благодарными сыновьями великой матери — Древней Руси.

Видео краткое содержание Земля родная

Профессор, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о патриотизме и призвании, интеллигентности и культуре, чтении и памяти. Автор считает, что каждый человек должен иметь большую личностную цель и быть увлечённым своей профессией. Дело, которым мы занимаемся, должно приносить радость, быть призванием.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

2 + девятнадцать =