Краткое содержание романа «Воскресение» Л. Н. Толстого

Роман «Воскресение» — последнее крупное произведение Л. Н. Толстого, написанное им в 1889—1899 гг. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Воскресение» Толстого: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Катюша Маслова – дочь незамужней дворовой женщины, прижитая от проезжего цыгана. В три года, после смерти матери, Катюша была взята в господский дом двумя старыми барышнями, помещицами, и выросла у них «полугорничной, полувоспитанницей». Когда ей минуло шестнадцать лет, Катюша влюбилась в молодого студента, племянника помещиц, князя Нехлюдова, приехавшего погостить к своим тётушкам.
  • Дмитрий Нехлюдов – князь, человек из высшего общества. Молодого Нехлюдова Толстой характеризует честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело и считавшим своим «настоящим я» своё духовное существо. Мечтает о женщине только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований.

Толстой «Воскресение» очень краткое содержание

Толстой Воскресенье краткое содержание для читательского дневника:

Основным персонажем произведения является Катюша Маслова, представленная писателем в образе женщины легкого поведения.

Катерина оказывается обвиняемой в совершении преступления в виде отравления и ограбления купца Смелякова и находится в тюремной камере, ожидая судебного разбирательства.

Во время судебного процесса девушку осуждают к четырем годам каторги, среди присяжных заседателей находится молодой человек, именуемый Дмитрием Нехлюдовым, который видит в осужденной свою старую знакомую, соблазненную и брошенную им десять лет назад.

Услышав решение суда, Нехлюдов начинает мучиться угрызениями совести, осознавая мерзкий и подлый поступок, который он в прошлом совершил по отношении к Катюше Масловой. Дмитрий решается на визит к девушке с целью получить у нее прощение, однако встречается не с той милой Катюшей, которая живет в его воспоминаниях, а с расчетливой барышней, желающей получить определенную денежную сумму.

Маслова отправляется по этапу в сибирскую ссылку, а Нехлюдов, неспособный найти душевное успокоение, продолжает заботиться о девушке и добивается переквалификации ее приговора как политзаключенной и улучшений условий содержания Катюши, где наблюдает слегка оттаявшую девичью душу.

Через некоторое время Дмитрий получает долгожданную весть от старинного друга Селенина о том, что Катерине отменена каторжная работа и она направляется на отбывание наказания в сибирском поселении. В душе Нехлюдова поселяется надежда о совместном будущем с Масловой, однако Дмитрий узнает о начавшемся во время ссылки романа Катерины с Владимиром Симонсоном, таким же заключенным, как и она, искренне любящем девушку и желающим вступить с ней в брак. Катюша соглашается на свадьбу, понимая, что не испытывает к избраннику никаких чувств, но не желает портить будущее своему тайно любимому человеку, Дмитрию. Девушка осознает, что Нехлюдов мечтает о браке с ней исключительно ради великодушия и замаливания своих прежних перед ней грехов, в результате которых она потеряла ребенка и вынуждена стать женщиной легкого поведения.

Дмитрий возвращается в гостиницу, понимая, что с этого момента Катюша для него полностью потеряна и ему предстоит начинать сначала свою никчемную жизнь. Раскрывав Евангелие, Нехлюдов пытается переосмыслить все произошедшее с ним на его жизненном пути.

Короткий пересказ «Воскресения» Толстого

Роман начинается с картины, где надзиратель выводит в зал суда заключенную, главную героиню повествования. Далее мы узнаем трагическую судьбу женщины. Она родилась вследствие внебрачной связи крестьянской девушки и бродячего цыгана. Рано потеряв мать, Катюша поселилась у двух сестер-барынь в качестве прислуги. В 16 лет она влюбилась в племянника барышень.

Через некоторое время Неклюдов, совсем уже не ангельский молодой человек, а самодовольный и наглый офицер, заехав погостить в деревню, обольстил девушку. На прощание он спешно сунул ей сто рублей. Вскоре Маслова узнает, что она ждет ребенка. Нагрубив хозяйкам, и потребовав жалования, она ушла жить к повитухе, которая еще и приторговывала спиртными напитками.

Роды были тяжелыми, и Катюша заболевает. Сына отправляют в приют, где он вскоре и умирает. После тяжелых событий, Маслова вступает на путь проституции. Неожиданно она попадает в публичный дом госпожи Китаевой, где она отравила купца, и ее должны были теперь судить.

На суде взгляд Масловой пересекается с Неклюдовым, который был одним из присяжных заседателей. Это был представительный господин, готовый вскоре жениться на дочери знатных людей. Спорный вопрос возник между прокурором и присяжными заседателями по поводу обвинения арестантки. И все же ее приговорили к каторжным работам.

Неклюдов после заседания долго думал о Катюше. Ему было стыдно за свой прошлый поступок, он уже больше не хотел жениться на богатой барышне, а хотел загладить свою вину, женившись на Масловой. Он получил свидание с ней в тюрьме, и пытается ей об этом сказать. Но к величайшему разочарованию и огорчению, в Масловой Неклюдов не видит той Катюши. Перед ним находится порочная женщина, которая довольна своим положением.

Но он не сдается, начав хлопотать о помиловании возлюбленной. И пока дела решались у государя, Неклюдов выехал в имение, чтобы решить вопрос с крестьянами. Уладив все, он узнает, что дело Масловой осталось на том же уровне, и он следует за ней в Сибирь. Неклюдову удается переместить ее к политическим заключенным, где она за несколько месяцев сильно преобразилась, похорошела, до нее перестали домогаться мужчины, да и питание стало лучше.

Екатериной увлекается Владимир Симинсон и предлагает стать его женой. И она принимает его решение. Ведь он полюбил ее такой, какая она есть, а Неклюдов лишь хочет снять с себя вину за произошедший эпизод с ней. Когда ей приносят выхлопотанное помилование, Маслова твердо говорит о том, что она останется с Владимиром Ивановичем.

Неклюдов, уехав назад, долго раздумывает о том, насколько зло велико, но как ему противостоять, он не знает. Перебирая вещи в чемодане, он наткнулся на Евангелие, которая была подарена иностранцем в остроге. Прочитав несколько страниц, Дмитрий узнал, наконец, ответ на свой вопрос. Ведь зло уйдет, если мы простим, друг друга и покаемся Господу богу за свои грехи.

Произведение заставляет нас задуматься над вопросами добра и злобы, любви и дружбы, помогает жить с правдивыми и прекрасными поступками.

Свое произведение автор создал в оригинальном стиле. В изложении необычной истории практически не прослеживается спокойствие. Звучит голос писателя, который выступает в роли судьи, обвиняющего не только конкретное общество, но и весь мир, изуродовавший человеческие судьбы.

Содержание «Воскресения» по главам

Воскресенье Толстой краткое содержание по частям и главам:

Книга 1

Роман «Воскресенье» Толстой начинает следующими событиями. Одним весенним днем, 28 апреля, в один из 1890-х годов надзиратель в московской тюрьме отпирает замок в камеру и зовет: «Маслова, на суд!»

Предыстория героини

Во второй главе первой книги рассказывается история этой заключенной. У арестантки Масловой жизнь была самая обыкновенная. Она рождена незамужней дворовой девушкой от проезжего цыгана в деревне у двух сестер-помещиц. Когда мать заболела и скончалась, Катюше было всего три года. Ее взяли к себе старые барышни в качестве горничной и воспитанницы. Когда Катюше исполнилось 16 лет, к ним в деревню приехал богатый князь, племянник сестер, еще невинный юноша, студент – Нехлюдов. Девушка, не смея даже себе признаться в этом, в него влюбилась.

И это только начало событий романа, который написал Толстой — «Воскресенье». Краткое содержание их следующее. По прошествии нескольких лет Нехлюдов, будучи уже произведен в офицеры и развращен службой в армии, заехал к помещицам по дороге на войну и пробыл в их доме 4 дня. Накануне отъезда он соблазнил Катюшу и уехал, сунув ей бумажку в сто рублей. По истечении пяти месяцев после его отъезда девушка узнала точно, что беременна. Она попросила расчет, наговорив сестрам грубостей, в которых после сама раскаивалась, и они вынуждены были ее отпустить. Катюша поселилась в этой же деревне у вдовы-повитухи, которая продавала вино. Роды прошли легко. Однако повитуха заразила героиню родильной горячкой от больной деревенской женщины, и мальчика, ее ребенка, решили отправить в воспитательный дом, где он сразу же после приезда скончался.

Маслову, сменившую уже нескольких покровителей к тому времени, разыскала сыщица, доставляющая девушек в дома терпимости. С согласия Катюши она отвезла ее в популярный в ту пору дом Китаевой. В острог ее посадили на седьмом году работы в этом заведении, а теперь вместе с воровками и убийцами ведут на суд.

Встреча Нехлюдова с Масловой

Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. «Не может быть», — говорит Нехлюдов себе.

Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.

Суд

Однако суд продолжается, присяжные должны огласить свое решение, повествует Толстой. «Воскресенье», краткое содержание которого вы читаете, продолжается следующим образом. Маслова, невиновная в том, в чем ее подозревали, была признана таковой, так же как и ее товарищи, хотя и с определенными оговорками. Но даже сам председатель удивлен тем, что, оговорив условие «без умысла ограбления», присяжные забывают огласить и другое — «без намерения лишить жизни». По их решению выходит, что Маслова не воровала и не грабила, но тем не менее отравила без всякой видимой цели купца. Ее в результате этой грубой судебной ошибки приговаривают к работам на каторге. Описанию судебного процесса посвящены главы с 9 по 11, а также с 19 по 24 первой книги.

Нехлюдову гадко и стыдно, после того как он возвратился домой от своей богатой невесты Мисси Корчагиной (которой очень хочется выйти замуж, а Нехлюдов — подходящая партия), и его воображение очень ясно и живо рисует арестантку с косящими черными глазами. Казавшаяся недавно такой неизбежной и близкой женитьба на Мисси теперь представляется герою абсолютно невозможной. Нехлюдов просит в молитве помочь Господа, и живший в нем Бог просыпается в его сознании. Он ощущает себя способным на все самое лучшее, что только может сделать человек. Особенно герою нравится мысль пожертвовать всем ради своего нравственного удовлетворения и жениться на Масловой.

Свидания с Масловой

Молодой человек добивается свидания с подсудимой и как заученный урок, без интонации говорит ей о том, что хотел бы искупить свой грех и добиться ее прощения. Катюша удивляется: «Что было, то прошло». Герой же ожидает, что, узнав о его раскаянии и намерении служить ей, Маслова умилится и обрадуется. К своему ужасу, он замечает, что прежней Катюши нет, а есть лишь одна только проститутка Маслова. Его пугает и удивляет, что она не только не стыдится своего нынешнего положения проститутки (тогда как положение заключенной кажется ей унизительным), но даже гордится им как полезной и важной деятельностью, ведь ее услуги нужны стольким мужчинам.

В следующий раз, застав ее пьяной при визите в тюрьму, герой сообщает, что, несмотря ни на что, чувствует себя обязанным жениться на ней, чтобы делом искупить свою вину. Катюша отвечает: «Повешусь скорее». Так, в 48 главе первой книги романа, который написал Лев Толстой — «Воскресение», Маслова отказывается выйти замуж. Но Нехлюдов решает служить ей и начинает хлопотать за исправление ошибки и помилование. Он даже отказывается отныне быть присяжным заседателем, поскольку считает суд делом безнравственным и бесполезным. Чувство радости и торжественности нравственного обновления пропадает. Он решает, что не бросит Маслову, не изменит решения жениться на ней, если она сама захочет, однако это ему мучительно и тяжело.

Книга 2

Нехлюдов отправляется в Петербург, где в сенате будет рассматриваться дело Масловой. В случае неудачи предполагается по совету адвоката подать прошение на имя государя. Если же и это не сработает, необходимо готовиться к поездке в Сибирь за Масловой. Поэтому герой отправляется по принадлежащим ему деревням, чтобы урегулировать отношения с мужиками. Это было не отмененное в 1861 году живое рабство. Не конкретных лиц, а общее рабство малоземельных и безземельных крестьян по отношению к крупным землевладельцам.

Нехлюдов понимает, как это жестоко и несправедливо. Еще являясь студентом, он отдал крестьянам землю отца, считая обладание ею столь же тяжким грехом, каким ранее было владение крепостными. Однако наследство, оставленное матерью, вновь поднимает вопрос собственности. Несмотря на предстоящую поездку в Сибирь, для которой нужны деньги, он решает в ущерб себе отдать в аренду за небольшую плату землю крестьянам, дав им возможность не зависеть от землевладельцев вообще. Однако герой видит, что крестьяне ожидают большего, несмотря на благодарственные слова. Он недоволен собой. Чем именно, сказать не может, но Нехлюдову почему-то все время стыдно и грустно

Петербург

После поездки в деревню Нехлюдов испытывает отвращение к среде, в которой жил до сих пор, допускающей страдания миллионов для удовольствия и удобства нескольких людей. В Петербурге к заботе о Масловой добавляются и хлопоты за некоторых других политических, а также сектантов, которых хотят сослать на Кавказ за то, что они неправильно толковали Евангелие. Однажды после многочисленных визитов Нехлюдов просыпается с чувством, как будто совершает какую-то гадость. Его начинают преследовать мысли о том, что нынешние намерения: отдача земли крестьянам, женитьба на Катюше — неосуществимые мечты, неестественные, искусственные, а жить следует так, как было всегда. Однако герой осознает, что теперешняя жизнь для него единственно возможная, а возвращение к старому означает смерть. По прибытии в Москву он передает Масловой решение сената и сообщает о необходимости подготовки к отправлению в Сибирь. Сам герой направляется за ней следом.

Книга 3

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, «Воскресенье»). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.

Новая любовь Масловой

Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон.

Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать.

Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.

Вывод

Прочитав краткое содержание «Воскресения», можно сделать вывод о том, что необходимо разрушить в корне буржуазный «людоедский» строй и освободить народ путем революции. Однако писатель его не делает, поскольку он не понял и не принял революции. Толстой проповедовал идею непротивления злу насилием. Он хотел устыдить представителей господствующих классов, уговорить их отказаться добровольно от богатства и власти.

Роман заканчивается тем, что автор побуждает князя Нехлюдова искать спасения в Евангелие, призывает к разрушению порочного строя угнетения и насилия народа и замене его справедливым общественным устройством, при котором все люди будут свободными и равными, исчезнут распри, нищета и войны, станет невозможной эксплуатация одного человека другим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

тринадцать − 1 =

Adblock
detector