Краткое содержание оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского

Опера «Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Хованщины» по действиям.

Краткое содержание оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского

Взяв за основу произведения неоднозначные события первого стрелецкого бунта 1682 года, М. Мусоргский вложил в музыку всю свою самобытность, уверенными мазками композиторского таланта отразив в звучании как беснующуюся толпу, так и спокойные островки разума посреди бушующих страстей.

Основные персонажи оперы

Главные герои:

  • Князь Хованский (бас) – властный и жестокий стрелецкий начальник.
  • Князь Голицын (тенор) – непоследовательный и многоликий соперник Хованского.
  • Андрей (тенор) – сын Хованского, князь.

Другие персонажи:

  • Шакловитый (баритон) – ближайший помощник царевны Софьи.
  • Досифей (бас) – философствующий мудрец-раскольник.
  • Марфа (меццо-сопрано) – верная и отважная соратница Досифея.
  • Подъячий (тенор) – приказчик, отвечающий за связь власти с народом.

Мусоргский «Хованщина» очень кратко

Опера «Хованщина» краткое содержание для читательского дневника:

«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск.

Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра.

В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие.

Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.

Читайте также: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме

Содержание «Хованщины» по действиям

«Хованщина» опера краткое содержание с описанием каждого действия:

1 действие

Рассвет над Москвой. Восходящее солнце освещает Красную площадь, собор Василия Блаженного, Кремль и далекий вид на Замоскворечье конца 17 века.

Проходит стрелецкий дозор, обсуждающий «подвиги» стрельцов в схватках с неугодными им боярами. Появляется подьячий – «строчило». К нему подходит начальник сыскного приказа Шакловитый. Под его диктовку подьячий пишет донос на князя Ивана Хованского и его сына Андрея: «замутить хотят на государстве» — захватить московский престол. Бросив подьячему кошелек с деньгами, Шакловитый берет донос и быстро уходит.

Собирается народ. Стрельцы восторженно приветствуют появление своего начальника, «бати» — князя Ивана Хованского, полновластного хозяина Москвы. Окруженный стрельцами, Хованский отправляется на объезд города.

На площадь прибегает Эмма, девушка из Немецкой слободы, спасающаяся от преследований молодого князя – Андрея Хованского. Андрей догоняет ее, обнимает, требует полюбить его. Эмма плачет, рвется из его объятий. Это видит раскольница Марфа, любовница князя Андрея. Она упрекает князя в измене и настаивает, чтобы он отпустил Эмму.

Возвращается князь Иван Хованский со стрельцами. Ему приглянулась Эмма, он приказывает стрельцам схватить «лютерку» и отвести ее к нему, за «караул». Андрей выхватывает нож, чтобы убить Эмму, не отдать ее живой в руки отца и стрельцов. Рассерженный Иван Хованский хватается за саблю. Их останавливает Досифей, глава раскольников.

«Не время бесноваться! – восклицает он: — Братья, други, время за веру стать православную». Ей грозит гибель от царя Петра и его приверженцев. «Грядем на брань великую», — говорит Досифей и просит Хованского и стрельцов помочь раскольникам отстоять старую веру.

Досифей молится о победе над «антихристом». Под тяжелые, мрачные звуки колокола Досифей и раскольники медленно уходят на церковный собор.

2 действие

1 картина

Кабинет приближенного царевны Софьи князя Василия Голицына. Голицын читает любовное письмо, полученное им от государыни. Голицыну льстит любовь Софьи, но он боится связать свою судьбу с судьбой царевны. Как знать – кто победит в борьбе: Софья или Петр?

Приближенный князя Варсонофьев докладывает, что к Голицыну пришла «колдовка». Входит Марфа. Над чашей с водой гадает она князю – предсказывает ему судьбу. Голицын с тревогой спрашивает: «Что сказалось?» — «Тебе угрожает опала и заточение в дальнем краю», — говорит Марфа. «Сгинь!» — восклицает Голицын и, когда Марфа уходит, велит Варсонофьеву догнать ее и утопить, «чтобы сплетни не вышло».

В кабинет входит приглашенный на тайное свидание князь Иван Хованский. Он обвиняет Голицына в неуважении к боярской чести, в унижении боярского достоинства. Голицын возражает, он лишь борется с боярской строптивостью. Спор становится все горячее. Князья готовы уже подраться, но входит третий участник совещания – Досифей – и останавливает их.

Досифей предлагает князьям, не мешкая, обсудить неотложный вопрос: как сохранить старую Русь от нововведений царя Петра, как уберечь старую веру и боярские права.

Разгорается спор, но князья не могут договориться: их интересует только, кто из них будет главенствовать. А мимо окон с пением проходят раскольники. Досифей, указывая на них, говорит: «Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает…»

Вбегает Марфа и бросается в ноги Голицыну, рассказывая, как ее чуть не задушил его холоп; спасли ее «петровцы», солдаты царя Петра. «Петровцы?» — в страхе восклицают заговорщики. В дверях появляется Шакловитый. Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков.

Хованский бросается к Шакловитому с поднятыми кулаками, но, встретив его решительный взгляд, отступает. Он поворачивается к Голицыну, ища поддержки у него, но, не найдя, опускается в кресло. В это время мимо окон проходит отряд петровских войск. Заговорщики со страхом смотрят на эту нарождающуюся, но уже грозную для них силу.

В оркестре мощно звучит тема «Рассвета на Москве-реке».

2 картина

Стрелецкая слобода. Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа. Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей. Ему поверяет Марфа свое отчаяние. «Гореть?.. Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских.

В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый. Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть!..

Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов. Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам.

Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление. Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается. Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы.

В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу.

3 действие

1 картина

Князь Иван Хованский в своих хоромах. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет – поберечься. Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине? Он велит схватить гонца и выпороть на конюшне.

Хованского гнетет тоска. Чтобы развлечься, князь требует к себе танцовщиц-персидок.

Приход Шакловитого прерывает пляску персидок. Шакловитый передает Хованскому приглашение царевны Софьи явиться на великий совет. Хованский, польщенный приглашением, велит подать себе лучшие одежды и княжеский посох.

Под величальную песню сенных девушек князь идет к выходу. Но в дверях один из слуг Шакловитого бросается на него и убивает ударом ножа. Девушки в ужасе разбегаются. Шакловитый издевательски повторяет над телом Хованского слова величальной песни: «Белому лебедю слава».

2 картина

Красная площадь. Сегодня здесь царь Петр чинит расправу над стрельцами – над «хованщиной». Провозят в ссылку опального князя Голицына. Следствие установило его преступную связь с Хованским.

Задумчиво смотрит ему вслед Досифей. Появляется Марфа. На вопрос Досифея, что «решил совет великий против нас?», она говорит с грустью: «Не скрою, отче, горе грозит нам. Велено петровцам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаления сгубить…» — «Приспело время, — отвечает Досифей, — в огне и пламени принять венец славы вечной».

Вбегает разгневанный Андрей Хованский. Он считает Марфу предательницей: чтобы отомстить ему за измену, она донесла на него и его отца. Напрасно Марфа говорит, что она невинна, а их дело погибло, и Иван Хованский злодейски убит в своей вотчине. Князь Андрей грозит ей позвать стрельцов и схватить Марфу как колдовку. «Зови», — с усмешкой говорит Марфа. «Что ж, позову!» — восклицает Хованский и трубит в рог. Но вместо стрельцов из Кремля появляются петровские солдаты, ведущие стрельцов на казнь. В ужасе Хованский бросается к Марфе, умоляет где-нибудь спрятать его.

Слабо теплятся в руках приговоренных стрельцов свечи, горько причитают их жены. Но в это время под звуки торжественного марша появляется гонец Петра и сообщает, что царь помиловал стрельцов. «Играйте, трубы! – восклицает он. – Царь Петр в Кремль московский шествие чинить изволит!». На площади появляется молодой царь Петр со своими приближенными, радостно встречаемый народом и благодарными стрельцами.

4 действие

Раскольничий скит в подмосковном сосновом бору. Здесь скрываются раскольники, бежавшие от преследования петровцев. Расколоучитель Досифей фанатической проповедью увлек за собой людей. Среди них Марфа, Андрей Хованский.

Сам Досифей полон глубокого раздумья. Он убедился в тщетности всех своих замыслов отстоять в государстве старый жизненный уклад и старую веру. Он надеется, что гибель в огне спасет души всех раскольников, но все же его тревожат сомнения в их стойкости. Собрав всех беглецов, он призывает их постоять за веру, погибнуть, но не сдаться.

Раскольники расходятся. Перед часовней остается одна Марфа. Она готова к смерти, лишь в ней видит она утешение. К ней подходит Андрей Хованский. Полный страха, он ищет защиты у Марфы. Марфа утешает его, напоминая об их былой любви.

Слышатся трубы – то приближаются петровские войска. Раскольники, предводительствуемые Досифеем, собираются в скит и поджигают себя.

Через лес, озаренные огнем пожарища, непреодолимой лавиной движутся петровские войска.

Это было краткое содержание «Хованщина» оперы М.П. Мусоргского.

Это интересно: «Паяцы» – опера Р. Леонкавалло, премьера которой состоялась в 1892 году, настолько полно выразила все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Главное достижение данной оперы лежит в музыке: ариозо Канио является одной из самых известных в мире мелодий.

1
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

7 + 10 =