Причиной появления на свет литературного произведения “Слово о погибели Русской земли” стало вторжение полчищ татаро-монгол на Русскую землю. Написано оно было не позже середины 13 века. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Слова о погибели земли русской» для читательского дневника.
Это своеобразный гимн родине. Автором произведения был уроженец южной Руси. До настоящего времени сохранилось в нескольких отрывках.
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание для читательского дневника:
Основной фабулой этого поэтического произведения стала глубокая скорбь о Руси, подвергшейся варварскому нападению чужеземцев. Автор создает художественный плач, тема которого – потеря величия Русского государства. В тексте идет сравнение прошлого Руси и настоящего.
Автор контрастно противопоставляет былую красоту земли Русской, ее бескрайние поля, реки, богатства, величие и могущество с описанным в «Слове» разорением и упадком. В его словах Русь погрязла в междоусобных распрях между многочисленными наместными князьями, но ни смотря ни на что остается единой и неделимой.
Автор восхищается Родиной. В ней будни и праздник, хоровод и шум, голод и изобилие, казни и милость. Подвиги уходят в прошлое, остается только гарь от пожарищ после набегов врагов и «гик (крик) обезьяний». Гибнет страна от унижения, тонет в крови. Автор сравнивает себя с кукушкой – “кукует” в пустом лесу, где даже листья сгнили. В словах рассказчика «Слова…» слышны слезы и печаль. Он обращается в прошлое.
Страна поражает красотой природы, множеством озер, рек, богатством лесов, красотой городов и сел. Русь славилась знатными людьми. Дела князей, бояр и вельмож были примером чести и достоинства. Славилась Русь верой.
Христианские церкви помогли русскому человеку быть крепким и сильным. Вере покорились другие народы: ляхи, чехи и корелы. Князья покоряли народы и вселяли страх соседним государствам. Все знали, что если князь пойдет войной, им несдобровать. Не боялись немцы, они жили за морем. Обо всем этом размышляет автор «Слова…» в первой части.
Вторая часть переносит во времена после смерти князя Ярослава. Начало глав схоже: богатая русская земля. На ней всего множество. Восхищается автор людьми и верой христианской. Народов, покоренных русскими князьями (Всеволод Юрьевич, киевский), становится больше: поляки, чехи, ятвяги, немцы, тоймичи, болгары и буртасы. Все народы приняли христианскую веру. Две народности: литовцы и венгры не покорялись. Венгры спрятались в болота. Литовцы владения укрепляли «железными воротами».
«Слово о погибели Русской земли» передает образ великого князя земли Русской — Владимира Мономаха. Ведь от его имени приходили в трепет все близлежащие народы и племена. Его образ – это символ сильной власти, военной и политической мощи страны.
Во время нашествия монголо-татар и военной слабости Руси упоминание имени великого князя было позорным упреком для правящих тогда князей, но, одновременно, порождало в народе надежду на победу и освобождение от ига, возрождение былого величия и могущества Руси.
Заключение:
Своим произведением автор надеется пробудить чувство величайшей гордости за свою страну и землю, воздает славу отечеству. Воспевает величие и могущество земли Русской, пробуждает чувство национального сознания. Великий патриотизм буквально пронизывает каждую строчку, основой которого является святая христианская вера. «Слово» звучит как призыв к единению всей страны перед случившейся угрозой.
Автор хочет вернуть верных сынов, смелых и крепких. Униженная Родина затоптана врагами, над ее святынями глумятся. Верные сыны молчат. Автор верит, что душа страны выдержит и сохранится. Злость копится в сердце создателя художественного произведения, но он гордится своей национальностью, любит имя Родины и молится о ее возрождении. «Слово…» учит быть настоящими патриотами, любить Русь и разносить о ней славу.
Читайте также сочинение на тему «Сын земли русской» про А. Невского.
Краткое содержание «Слово о погибели Русской земли» на видео: