«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение древнерусской литературы, посвященное взятию Рязани монголо-татарами в 1237 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» на нашем сайте.
Историко-литературное значение произведения очень велико – проникнутая пафосом воинской доблести, оно утверждало идею защиты Родины до гибели последнего воина. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Батый – жестокий, безжалостный татарский хан, напавший и разоривший рязанскую землю.
- Юрий Ингоревич – рязанский князь, который пытался защитить свое княжество.
- Федор Юрьевич – сын князя Юрия Ингоревича, отважный князь с чувством собственного достоинства.
- Ингварь Ингоревич – брат Юрия, отважный князь, занявший впоследствии рязанский престол.
Другие персонажи:
- Евпраксия – верная, преданная жена Федора Юрьевича, которая, узнав о смерти мужа, покончила жизнь самоубийством.
- Агрипина – великая княгиня, мать Юрия и Ингваря, жестоко убитая тарами.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» очень кратко
Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» для читательского дневника:
Повесть рассказывает о том, каким испытаниям подверглась Русская земля во время нашествия монголо-татарского ига. Этот по-настоящему страшный для Руси период начался в первой половине 13 века. Глазам читателя предстают мрачные картины разрушенных городов и жестоких сражений.
В 1240 году войска Батыя захватили Киев, несмотря на героическое сопротивление его жителей. С этого момента над Русской землей нависает страшная тяготеющая сила – татаро-монгольское иго, продлившееся более двух веков подряд.
Главная задача автора произведения – показать храбрость и героизм русского народа в противостоянии с беспощадным врагом. На примере подвига Евпатия Коловрата читатель видит, насколько может быть силен духом и телом русский человек. Повесть несет в себе яркий патриотический посыл, призванный пробудить в наших сердцах гордость за свой народ.
Короткий пересказ «Повести о разорении Рязани Батыем»
«Повесть о разорении Рязани Батыем» краткое содержание:
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств.
Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей.
Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата.
Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями.
Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть…» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».
Содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» с цитатами
Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» с цитатами из произведения:
В 1237 году на Русь пришел «безбожный царь Батый со множеством воинов татарских». Остановившись со всем своим войском на реке Воронеже неподалеку от Рязани, Батый отправил послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу. Его условия были таковы – князь сразу должен отдать десятую часть всех своих богатств, в том числе земель, людей, сокровищ.
Князь обратился за помощью к «благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому», но тот отказал. Тогда Юрий Ингоревич созвал на совет других князей, своих ближайших соседей и родственников, чтобы вместе решить, как поступить в столь сложной ситуации.
После совещания рязанский царь отправил к Батыю своего сына Федора Юрьевича с богатыми дарами и просьбой не нападать на Рязанские земли. «Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый» принял дары, лживо пообещав не нападать на Рязань, но сам не оставил своего намерения. Более того, он стал требовать у князей, чтобы те привели к нему своих дочерей и сестер в утеху. Узнав же, что у князя Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый потребовал у него привести княгиню.
В ответ Федор Юрьевич лишь рассмеялся в лицо безбожному царю, который в гневе повелел «убить благоверного Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам». Были убиты и другие князья и воинские люди, что находились тут же.
В живых остался лишь один из пестунов князя, которому удалось захоронить тело своего господина и принести страшную весть княгине Евпраксии. Узнав о смерти мужа, в страшном горе бросилась она «с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти».
Узнав об убийстве своего любимого сына Федора Юрьевича, князь Юрий Ингоревич горько оплакивал его. Он стал собирать большое войско, призвав на помощь всех князей и предложив им «смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть».
В битве с вражеским войском погибло немало русских князей и простых воинов. Князь Юрий Ингоревич был тяжело ранен. Узнав об этом, Батый предложил ему лучшего лекаря в обмен на предательство. Князь отказался, и жестокий хан приказал разрубить его на куски.
Подойдя к Рязани, Батый обступил его со всех сторон. В течение пяти дней продолжалась осада – «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились». На шестой день битвы татарам удалось покорить себе город. Они убивали всех подряд, не жалея даже стариков, женщин и детей.
Но самое страшное святотатство они совершили, убив в церкви княгиню Агрипину – мать великого князя, а также многих других княгинь и княжон, епископа и священников. Став свидетелем этого безбожного убийства, Батый ожесточился еще больше. Намереваясь «Русскую землю попленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить», он отправился дальше с войском на Суздаль и на Владимир.
Тем временем брат Юрия Ингоревича, Ингварь Ингоревич, находился в Чернигове. Узнав о нападении на Рязань, князь поспешил к брату на помощь, но прибыл они слишком поздно. Перед его глазами предстало страшное зрелище – горы трупов лежали на улицах города.
Князь со своими помощниками в глубокой скорби принялся хоронить убитых – так он «очистил город, и освятил». Он отыскал тела всех князей, всех своих родственников, и с большими почестями предал их земле.
Спустя время князь Ингварь Ингоревич занял отцовский престол, «и обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал».
Заключение
Смысл древнего сказания заключается в том, что никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что. Она сильна благодаря своим сыновьям – храбрым, отважным, беззаветно любящим родную землю.
Спустя время после монголо-татарского нашествия русский народ начал понимать, что нельзя больше находиться под гнетом Золотой Орды. Первым, кто отважился дать решительный отпор захватчикам, стал московский князь Дмитрий Иванович. На нашем сайте можно найти краткое содержание основных событий Куликовской битвы и календарь памятных дат того времени. Изучение данной темы будет полезно для детей 3–5 классов на уроке литературы и истории.