Рассказ «Никита» Платонов написал в 1945 году, он повествует о маленьком мальчике с добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, Никита видит жизнь во всех окружающих его предметах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Никиты» для читательского дневника.
«Никита» очень краткое содержание
Андрей Платонов «Никита» краткое содержание для читательского дневника:
Главные герои: Никита — пяти летний мальчик, мать — колхозница, отец — солдат.
Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него – живое.
В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце – умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня – это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути.
Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата – его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами, папа дал сыну важное задание – выпрямлять гвозди.
Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.
Вывод:
В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения.
Важна главная мысль: труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.
Читайте также: Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 года, и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.
Короткий пересказ «Никита»
Краткое содержание «Никита» Платонов:
Пятилетний Никита — хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте. Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.
Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину — это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:
«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
В отце он видит нечто родное, чувствует защищенность и силу. Отец преподают сыну важные уроки, которые очень помогут ему в дальнейшей жизни.
Вывод:
Рассказ учит малолетних читателей тому, что всем людям нужно стремиться к добру, и тогда они станут нужными. Назначение человека – преобразить мир посредством добрых дел; и выполняя это назначение, люди делают мир вокруг себя добрее.
Еще один рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Волшебное кольцо». В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Сюжет рассказа «Никита» Платонов
«Никита» Платонов краткое содержание произведения:
В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе.
Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.
Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки.
Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает.
Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.
Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его.
Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.
Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе.
Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.
Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот – добрый.
И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.
Это интересно: Писатель Андрей Платонов, прежде всего известный повестью «Котлован» и романом «Чевенгур», отличается необычным стилем повествования, который ближе всего к сказочному слогу. Этот стиль, протяжный и ироничный, нашел своё место и в его пересказе русских народных сказок. Весёлые, поучительные, но не поучающие сказки, словно рассказанные ласковым дедушкой, как например сказка «Умная Внучка».
Видео краткое содержание Никита
Главным героем рассказа является Никита – мальчик лет пяти. Малыш каждый день остается дома один: его отец до сих пор не вернулся с фронта, а мать вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить себя и сына.
Однообразные будни раскрывают характер мальчика: чтобы не скучать, Никита фантазирует и выдумывает, ассоциируя разные предметы во дворе с доступными его пониманию образами существ. От собственных фантазий малышу становится страшно, и он призывает на помощь дедушку-солнце с неба, обращается в надежде получить защиту от «чужих людей», которыми полон двор, к бабушке-бане.
Вскоре домой возвращается его отец с фронта, и затаенная в уголках детской души любовь мальчика к нему выливается наружу. Краткое содержание рассказа «Никита» для читательского дневника позволяет увидеть мир ребенка, его фантазии и доброту.