Краткое содержание романа «Голова профессора Доуэля» А. Беляева

Научно-фантастический роман «Голова профессора Доуэля» Беляева впервые был опубликован в виде рассказа в 1925 году, а впоследствии был дополнен и несколько изменен. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Голова профессора Доуэля» по главам. Идея написания произведения пришла к писателю в тот период, когда он в течение трех лет был прикован к постели. Пересказ романа пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Профессор Керн – ученый, амбициозный, беспринципный и жестокий человек, готовый на все ради достижения цели.
  • Мари Лоран – помощница Керна, смелая, порядочная, решительная девушка.
  • Профессор Доуэль – гениальный ученый, смелый хирург-экспериментатор.
  • Артур Доуэль – сын профессора Доуэля.
  • Арман Ларе – художник, близкий друг Артура.
  • Брике – певичка из бара, чья голова была оживлена профессором Керном.

Другие персонажи:

  • Джон – преданный слуга профессора Керна.
  • Тома Буш – рабочий, голову которого оживил Керн.
  • Рыжая Марта – подруга Брике, вульгарная особа.
  • Жан – супруг Марты, грабитель.
  • Мадам Лоран – мать Мари, добрая и открытая женщина.
  • Шауб – художник, приятель Ларе, спортсмен.
  • Доктор Равино – владелец психиатрической лечебницы, подлый, корыстный человек.

«Голова профессора Доуэля» очень краткое содержание

Краткое содержание Голова профессора Доуэля для читательского дневника:

Ученый, профессор Керн принимает на работу  Мари Лоран. Она поражена мрачностью обстановки кабинета Керна, но еще больше поражается она, когда узнает, что должна будет ухаживать за  оживленной головой профессора Доуэля, который недавно умер.

Несмотря на запрет Керна, Мари удается обнаружить, что голова Доуэля способна разговаривать и у них налаживается контакт, доверие. Девушка узнает ужасные вещи, которые Керн сотворил с головой профессора, чтобы заставить его  продолжать начатые вместе эксперименты. Мари горит желанием отомстить за Доуэля и обезвредить Керна. Вскоре Керну удается оживить головы мужчины и женщины, погибших  Тома и  Брике. Он собирается демонстрировать головы как собственное научное достижение.

Опасаясь, что непокорная помощница может выдать его тайны, доктор не позволяет ей уходить из лаборатории. Вскоре профессору удается пришить голову певички Брике к туловищу погибшей женщины. Это известная Анжелики Гай,актриса из Италии. Эксперимент удачно завершается и  Брике обретает изящество и грацию  Анжелики. Брике удается бежать от Керна и судьба случайно сводит ее с поклонником Анжелики – художником Арманом Ларе, а также и Артуром Доуэлем, сыном профессора Доуэля. Арман узнает тело любимой женщины и они заставляют во всем признаться Брике. Так Артур узнает о существовании головы его отца.

Он разыскивает Мари Лоран и находит ее в психбольнице.Тем временем Керн вновь отделяет голову Брике (по причине болезни) и демонстрирует ее публике (голова Тома погибает). Во время демонстрации Мари разоблачает Керна и изобличает его в присвоении научных трудов профессора Доуэля. Когда полиция с Мари, Артуром и Арманом приходят в лабораторию для обыска, они присутствуют при последних минутах жизни головы. Керн, не дожидаясь допроса, убивает себя.

Фантастическая повесть Александра Беляева «Ариэль» написана в 1941 году, это увлекательная история о богатом английском наследнике, которому довелось пережить немало суровых испытаний в индийской религиозной школе, и обрести способность летать. Краткое содержание «Ариэль» для читательского дневника расскажет о человеке с необычными способностями, но простыми человеческими желаниями и мечтами.

Короткий пересказ «Головы профессора Доуэля» Беляева

Беляев Голова профессора Доуэля кратко:

Мари Лоран, молодой врач, получает предложение поступить на работу в лабораторию профессора Керна. Кабинет, в котором Керн принимает её, производит весьма мрачное впечатление. Но куда более мрачным оказывается посещение лаборатории: там Мари видит отделённую от туловища человеческую голову. Голова укреплена на квадратной стеклянной доске, от неё к различным баллонам и цилиндрам идут трубки. Голова разительно напоминает Мари недавно умершего профессора Доуэля, известного учёного-хирурга. Это и в самом деле его голова. По словам Керна, ему удалось «воскресить» только голову Доуэля, страдавшего неизлечимым недугом. («Я бы предпочла смерть такому воскресению», — реагирует на это Мари Лоран.)

Мари поступает работать в лабораторию Керна. В её обязанности входит следить за состоянием головы, которая «слышит, понимает и может отвечать мимикой лица». Кроме того, Мари ежедневно приносит голове ворох медицинских журналов, и они вместе их «просматривают». Между головой и Мари устанавливается некое подобие общения, и однажды голова профессора Доуэля взглядом просит девушку отвернуть кран на трубке, подведённой к его горлу (Керн строго запретил Мари трогать кран, сказав, что это приведёт к немедленной смерти головы). Голове удаётся объяснить Мари: этого не случится. Девушка колеблется, но в конце концов исполняет просьбу и слышит шипение и слабый надтреснутый голос — голова может говорить! В тайных беседах Мари Лоран и головы профессора выясняются чудовищные подробности оживления.

Керн был ассистентом профессора. Он талантливый хирург. Во время их совместной работы с профессором Доуэлем случился припадок астмы, и, очнувшись, он увидел, что лишился тела. Керну было необходимо сохранить действующим мозг профессора, чтобы продолжать исследования. Доуэль отказывался сотрудничать с ним, хотя Керн и заставлял его самыми грубыми методами (пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества). Но когда Керн, проводя опыты на глазах у головы, сделал несколько ошибок, которые могли погубить результаты их усилий, профессор Доуэль не выдержал и согласился продолжать работу.

С помощью Доуэля Керн оживляет ещё две головы, мужскую и женскую (Тома Буш, рабочий, попавший под автомобиль, и Брике, певичка из бара, получившая предназначавшуюся не ей пулю). Операция проходит успешно, но головы Тома и Брике, в отличие от Доуэля, не привыкшие к интеллектуальной деятельности, томятся без тела. У Мари Лоран прибавляется работы. Она не только следит за состоянием всех трёх голов, но ещё показывает Тома и Брике фильмы, включает им музыку. Но всё напоминает им прежнюю жизнь и только расстраивает их. Настойчивой Брике удаётся уговорить Керна попробовать пришить ей новое тело. Тем временем Керн узнает о беседах Мари и головы профессора Доуэля. Девушка готова разоблачить его, поведав всему миру его страшную тайну, и Керн запрещает Мари возвращаться домой. Мари пробует протестовать. Керн на её глазах отключает один из кранов, лишая воздуха голову Доуэля. Мари соглашается на его условия, и лаборатория становится её тюрьмой.

На месте железнодорожной катастрофы Керн находит подходящее для Брике тело и похищает его. Приживление проходит удачно. Вскоре Брике разрешают говорить. Она пробует петь, при этом обнаруживается некая странность: в верхнем регистре голос Брике довольно писклив и не очень приятен, а в нижнем у неё оказывается превосходное грудное контральто. Мари просматривает газеты, чтобы понять, кому принадлежало это молодое, изящное тело, доставшееся теперь Брике.

Ей на глаза попадается заметка, что труп известной итальянской артистки Анжелики Гай, следовавшей в поезде, потерпевшем крушение, исчез бесследно. Брике разрешают встать, она начинает ходить, порою в жестах её заметна удивительная грация. Брике воюет с Керном: она хочет вернуться домой и предстать перед своими друзьями в новом обличье, но в намерения хирурга не входит отпускать её из лаборатории. Поняв это, Брике бежит, спустившись со второго этажа по связанным простыням. Она не раскрывает друзьям тайны своего возвращения. Брике вместе со своей подругой Рыжей Мартой и её мужем Жаном (взломщиком сейфов) уезжают вместе, чтобы скрыться от возможного преследования полиции. Жан заинтересован в этом не меньше, чем Брике.

Они оказываются на одном из пляжей Средиземного моря, где случайно встречаются с Арманом Ларе, художником, и Артуром Доуэлем, сыном профессора. Арман Ларе не может забыть Анжелику Гай, он был «не только поклонником таланта певицы, но и её другом, её рыцарем». Ларе острым взглядом художника улавливает сходство незнакомой молодой женщины с пропавшей певицей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анжелики Гай». У неё та же родинка на плече, что у Анжелики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решают выяснить тайну. Ларе приглашает незнакомку и её друзей совершить прогулку на яхте и там, оставшись наедине с Брике, заставляет её рассказать свою историю.

Она без утайки отвечает на расспросы сначала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упоминает находившуюся в лаборатории третью голову, Артур догадывается, о ком идёт речь. Он показывает Брике фотографию своего отца, и она подтверждает его догадку. Друзья увозят Брике в Париж, чтобы с её помощью разыскать голову профессора Доуэля. Арман Ларе находится в некотором смятении: он чувствует симпатию — а может, и нечто большее — к Брике, но не может понять, что именно его привлекает, тело Анжелики или личность самой Брике. Брике ощущает, что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое.

Совершается чудо «перевоплощения» — чистое тело Анжелики Гай не только омолаживает голову Брике, оно изменяет ход её мыслей. Но маленькая ранка, что была на ступне у Анжелики, вдруг даёт о себе знать: у Брике начинает болеть, краснеет и опухает нога. Ларе и Доуэль хотят показать Брике врачам, но она возражает против этого, боясь, что вся её история будет предана огласке. Доверяя только Керну, Брике тайком едет к нему в лабораторию. Тем временем Доуэль, разыскивая Мари Лоран, узнает, что девушку заточили в больницу для душевнобольных.

Пока друзья с трудом освобождают Мари, Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике. В конце концов он вынужден вновь отделить голову Брике от туловища. Керн, понимая, что таить впредь его опыты невозможно, демонстрирует публике живую голову Брике (голова Тома к этому времени погибает). Во время этой демонстрации Мари Лоран, пылая гневом и ненавистью, обличает Керна как убийцу и вора, присвоившего чужие труды. Чтобы скрыть следы преступления, Керн при помощи парафиновых инъекций изменяет вид головы профессора Доуэля. Артур Доуэль, явившись к начальнику полиции, просит произвести обыск у Керна. Сам же он, вместе с Мари Лоран и Арманом Ларе, присутствует при этом. Они видят последние минуты головы профессора Доуэля. Полицейские собираются допросить Керна. Керн направляется в свой кабинет, и вскоре оттуда доносится выстрел.

Научно-фантастический роман «Человек-амфибия» В. Беляева, написанный в 1927 году, сразу же приобрел большую популярность. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Человек-амфибия» по главам.

Содержание «Голова профессора Доуэля» по главам

Голова профессора Доуэля краткое содержание с описанием каждой главы:

Глава 1. Первая встреча

Мари Лоран пришла устраиваться на работу к профессору Керну, который нуждался в помощнице. Успешно пройдя собеседование, молодая красивая женщина была принята на работу, но с одним условием – обо всем увиденном в лаборатории профессора она должна молчать, в противном случае ее ожидают «крайне неприятные» последствия.

Слуга-негр Джон провел Мари Лоран в лабораторию, где она увидела человеческую голову, без туловища, которая «беззвучно шевельнула губами». Она сразу поняла, что голова принадлежала недавно умершему профессору Доуэлю, известному ученому и хирургу. По словам профессора Керна, ему удалось вернуть к жизни только голову Доуэля, который «страдал неизлечимым пока недугом».

Глава 2. Тайна запретного крана

В обязанности Мари Лоран входило «следить за аппаратами, поддерживавшими жизнь головы». Керн строжайше запретил открывать кран цилиндра, от которого шла трубка к голове, которая все слышала, понимала и реагировала мимикой. Однажды Мари рискнула, и открыла запретный кран, благодаря которому «голова получала возможность говорить».

Глава 3. Голова заговорила

О своем открытии Мари никому не рассказала, но при малейшей возможности открывала кран и разговаривала с головой профессора Доуэля, с которой у нее установились «дружеские отношения». Он рассказал Мари, что профессор Керн вынудил его к совместному научному сотрудничеству.

Глава 4. Жертвы большого города

С тех пор, как Мари «узнала тайну головы, она возненавидела Керна», однако ничего не могла поделать. Однажды Керн сообщил, что вскоре в лабораторию поступят «два свеженьких трупа», из которых он изготовит «пару хорошо говорящих голов», чтобы продемонстрировать в научном обществе.

Глава 5. Новые обитатели лаборатории

При помощи Доуэля Керну удалось оживить две головы. Мужская принадлежала простому работяге Тома, попавшему под автомобиль, а женская – барной певичке Брике, которая случайно получила пулю во время перестрелки.

Это интересно: В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал» читать очень кратко.

Глава 6. Головы развлекаются

Новым головам было трудно привыкнуть к жизни без тела. Не привыкшие к интеллектуальному труду, как профессор Доуэль, они откровенно страдали в своем новом положении. Тома и Брике постоянно капризничали, и у Мари прибавилось работы.

Глава 7. Небо и земля

Настойчивой Брике удалось уговорить профессор Керна пришить ей «чье-нибудь тело». Ученый, мечтавший о всемирной славе, решил, что «из двух погибших людей составить одного живого – это было бы грандиозно». Эта мысль полностью захватила Керна, и он занялся необходимыми приготовлениями.

Глава 8. Порок и добродетель

В разговоре с Керном Мари призналась, что гораздо важнее вернуть к «нормальной жизни голову профессора Доуэля», нежели Тома или Брике. Профессору не понравилось подобное заступничество, и он выяснил, что Мари нарушила его запрет и вела беседы с Доуэлем. Путем шантажа Керн вынудил свою помощницу сообщить родным, что она не может вернуться домой из-за высокой занятости на работе. Так лаборатория Керна стала для девушки настоящей тюрьмой.

Глава 9. Мертвая Диана

Керну удалось найти подходящее тело на месте железнодорожной катастрофы. Операция по соединению головы и тела прошла успешно, и вскоре Брике дали возможность говорить и даже петь. Мари была удивлена: верхние ноты Брике брала просто отвратительно, «зато нижние ноты были очаровательны».  Она принялась просматривать газеты и узнала, что тело с приметной родинкой на левом плече принадлежало известной итальянской артистке  Анжелике Гай.

Глава 10. Сбежавший экспонат

Вскоре Брике разрешили ходить. Все было хорошо, но Керна беспокоила лишь «небольшая ранка на ступне» пациентки. Брике была в восторге от своего нового, молодого и изящного тела. Она мечтала вырваться из лаборатории, чтобы произвести «фурор среди своих легкомысленных подруг». Осознав, что добровольно Керн ее не отпустит, Брике решилась на побег.

Глава 11. Допетая песня

В кабаре «Ша-Нуар» Брике отыскала свою близкую подругу Рыжую Марту и ее мужа Жана, специальностью которого «был взлом сейфов». Она не рассказала им о своем удивительном перевоплощении, и сообщила только о том, что сбежала из больницы. Жан предложил Брике отправиться с ними на Ривьеру, отдохнуть на море, и она согласилась.

Глава 12. Женщина-загадка

На средиземноморском курорте волей судьбы Брике суждено было встретиться с художником Арманом Ларе, возлюбленным Анжелики Гай, чье тело теперь «носила» Брике. Он обратился за помощью к своему близкому другу – Артуру Доуэлю, сыну профессора, чтобы тот помог раскрыть тайну этой загадочной женщины.

Глава 13. Веселая прогулка

Спустя несколько дней Ларе удалось познакомиться с «Брике, ее подругой и Жаном». В приватном беседе с Ларе, который сразу понял, что дело тут нечисто, Брике была вынуждена признаться, что к ее голове пришили тело погибшей итальянской артистки. Она попросила не выдавать ее Керну, а Ларе, в свою очередь, потребовал, чтобы Брике обо всем рассказала сыну профессора Доуэля.

Приятели решили немедленно вернуться в Париж, чтобы проникнуть в лабораторию Керна. По дороге у Брике нестерпимо разболелась нога, на которой была небольшая ранка.

Глава 14. Жертва Керна

Во время поисков Керна Артур «решил действовать очень осторожно». Первым делом он попытался связаться с Мари Лоран, но от матери девушки узнал, что Керн упек ее в лечебницу для душевнобольных.

Тем временем нога у Брике «очень опухла и посинела». Ларе, который стал испытывать к девушке необъяснимое влечение, узнал, что она отправилась к Керну с просьбой вылечить ее.

Глава 15. Лечебница Равино

Призвав на помощь молодого художника Шауба, Артур и Ларе отправились в психиатрическую лечебницу доктора Равино. На месте выяснилось, что это «не больница, а тюрьма, обнесенная каменной стеной» и тщательно охраняемая.

Оказавшись в лечебнице, Мари поняла, что сюда, большей частью, были помещены совершенно здоровые люди, которые были неугодны своим родственникам.

Это интересно: А. С. Пушкин «Станционный смотритель» герои и очень краткое содержание.

Глава 16. Новенький

Мари была настолько морально подавлена случившимся, что «впервые в своей жизни стала помышлять о самоубийстве». Но вскоре она передумала благодаря новенькому, которым оказался Артур Доуэль. Он предупредил девушку, что поможет ей сбежать из этой тюрьмы.

Глава 17. Побег

Артуру удалось отпереть дверь палаты, в которой находилась Мари, и вместе они добрались до высокой стены. Девушка успела перелезть через нее, но Артуру повезло гораздо меньше – его заметили санитары, поднятые по тревоге. На него надели смирительную рубашку и отвели в изоляционную камеру.

Глава 18. Между жизнью и смертью

Доктор Равино принялся испытывать на своем узнике многочисленные психологические приемы, однако все они были неэффективны. Он чуть было не отравил Артура газом, но ему на выручку вовремя подоспели друзья.

Глава 19. Опять без тела

При осмотре беглянки профессор Керн увидел, что «нога распухла до колена и почернела». Несмотря на то, что ему было жаль «уродовать тело, добытое и оживленное с таким трудом», он был вынужден ампутировать ногу. Вскоре началось заражение крови и профессор, желая спасти хотя бы часть своего экспоната, отделил голову Брике от тела.

Глава 20. Тома умирает во второй раз

Тем временем «голова Тома хирела с каждым днем». Однажды он «попробовал ртом задержать воздушную струю», и от сильного напора воздуха его голова сместилась, и заметно ослабились трубки, «вставленные в кровеносные сосуды шеи». Когда Керн заметил, что голова Тома выглядит неважно, было уже поздно.

Глава 21. Заговорщики

Керн, понимая, что нельзя терять ни минуты, решил продемонстрировать публике живую голову Брике. Мари собралась проникнуть на заседание научного сообщества, чтобы прилюдно бросить «в лицо Керну обвинение в том, что он убийца, преступник, вор».

Глава 22. Испорченный триумф

В огромном переполненном зале «выступление головы произвело необычайное впечатление». Не в силах сдерживать себя, Мари обвинила Керна в лжи и лицемерии. Девушка заявила, что «он крал труды профессора Доуэля», и долгожданный триумф Керна был безнадежно испорчен.

Глава 23. Последнее свидание

На следующее утро Артуру Доуэлю удалось добиться разрешения полиции на обыск у профессора Керна. В лаборатории, помимо изможденной головы Брике, находилась «наголо обритая голова пожилого человека с громадным мясистым носом». Мари догадалась, что это была голова профессора, предусмотрительно изуродованная Керном. Перед смертью Доуэлю удалось проститься с сыном. Полицейские собрались было провести допрос, но «из кабинета Керна раздался выстрел»…

Читайте также роман «Всадник без головы» Рида, который был написан в 1865 году. В основу сюжета рассказа легли увлекательные приключения по Америке самого автора, которые оказали на него большое впечатление. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Всадник без головы» по главам. Пересказ книги Майн Рида пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Видео краткое содержание Голова профессора Доуэля Беляева

Основная мысль произведения заключается в том, что в основе работы ученых должно лежать человеколюбие, а не стремление к славе или наживе, только тогда их опыты принесут пользу человечеству.

После ознакомления с кратким пересказом «Голова профессора Доуэля» рекомендуем прочесть роман полностью.

1
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

2 + 17 =