Краткое содержание «Пролетая над гнездом кукушки» К. Кизи

Роман «Пролетая над гнездом кукушки» или «Над кукушкиным гнездом» Кен Кинзи написал в 1962 году. Это произведение считается одним из главных литературных произведений движений битников и хиппи. Прочитать краткое содержание «Пролетая над гнездом кукушки» можно на нашем сайте.

Краткое содержание «Пролетая над гнездом кукушки» К. Кизи

Рассказ ведется от лица пациента психиатрической больницы Бромдена. Роман К. Кинзи «Над кукушкиным гнездом» – это грубое и опустошающе честное изображение границ между здравомыслием и безумием.

Основные персонажи романа

Главный герой романа – индеец по фамилии Бромден, он же Вождь, который попал в психиатрическую клинику после Второй мировой войны и успешно прикидывается глухонемым. Именно от его лица ведется повествование, показывая одновременно жизнь клиники изнутри и сознание самого Вождя, страдающего шизофренией.

Центром всего, что происходит в отделении, является старшая сестра Рэтчед (мисс Гнусен). Мы знакомимся с ней еще до того, как разворачивается основная часть действия, и это знакомство превращает историю психиатрической клиники в метафору государства, причем в марксистском его понимании – как аппарата насилия одних над другими.

Рэндл Макмерфи – игрок и жизнелюб, решивший, что в психлечебнице ему будет лучше, чем в колонии. Он быстро входит в курс дела и, хотя поначалу и восхищается хорошей кормежкой и возможностью обыгрывать простачков в покер, не может не видеть, что свобода подавляется здесь сильнее, чем в любой тюрьме.

Кинзи «Над кукушкиным гнездом» в сокращении

Краткое содержание «Пролетая над гнездом кукушки» для читательского дневника:

Повествование ведется от имени Бромдена. Это здоровый мужчина, но в силу неких обстоятельств, притворяется глухим, слабоумным и немощным человеком. Все действие происходит в психиатрической клинике. Руководит всем в клинике старшая медсестра, которая подавляет волю не только больным, но и лечащему врачу Спайви.

Однажды в клинике появляется Рэндл Патрик Макмерфи, много попутешествовавший по различным тюрьмам. Переводу в клинику он обрадовался, потому что знал, что находятся здесь далеко не психи. Однако жизнь в больнице оказалась не такой, какую ожидал увидеть Макмерфи. Он не согласен с высказыванием Хардинга: «Мы все здесь кролики».

Макмерфи вступает в конфликт с медсестрой мисс Гнусен. Он не может терпеть унижения людей и всячески уговаривает их бежать, и даже показывает как. С помощью тяжелого пульта. Попытка его заканчивается неудачей, но он оправдывает себя: «Я хотя бы пытался».

У Макмерфи и мисс Гнусен случается очередной конфликт по поводу просмотра телепередач. Выигравших нет. Пациенты смотрят в пустой экран. Старшая медсестра торжествует. Она понимает, что ей нужно победить Макмерфи на глазах у пациентов, чтобы не потерять свой авторитет. К Макмерфи примыкают Бромден и Чесвик, который пытается бороться за свои права. Чесвику промывают мозги, после чего он убивает себя.

Макмерфи начинает осторожничать: его свобода зависит от этой клиники. Смерть Чесвика выводит его из себя. Война с медсестрой продолжается. Макмерфи раскрывает притворство Бромдена. Патрик организовывает команду баскетболистов и вызывает санитаров на поединок.

Он договаривается и вывозит психов в море на ловлю лосося. Не все начинания Макмерфи заканчиваются победой, но главное он достиг, пациенты клиники начинают чувствовать себя людьми.

В отсутствие старшей медсестры он приглашает двух подружек на вечеринку, и они приносят спиртное. Одна из подружек помогает пациенту Билли утвердиться как мужчине. Вечеринка удалась на славу, отделение разгромлено, всех ждет суровое наказание.

Мисс Гнусен угрожает Билли, что она все расскажет его матери, которую он панически боится. Билли не выдерживает и перерезает себе горло.

Макмерфи обвиняют в смерти пациентов, он не выдерживает и бросается на старшую медсестру. Больные вдруг понимают, что она не имеет над ними власти. Мисс Гнусен повержена. Пациенты выписываются домой. Макмерфи отправили на лоботомию. После этой процедуры он возвращается овощем.

Бромдену тяжело видеть во что превратился веселый, любящий жизнь Макмерфи. Бромден душит его подушкой, разбивает пультом сетку и выходит на свободу.

Рассказ учит тому, что человек рождается свободным и всегда должен бороться за свою свободу.

Короткий пересказ «Пролетая над гнездом кукушки»

Краткое содержание «Над кукушкиным гнездом» Кинзи:

Бромден, сын белой женщины и индейца, живет притворяясь глухонемым, слабым в силе и уме. Он давно в психбольнице. Годы нахождения в лечебнице дали о себе знать: он считает больницу фабрикой, где исправляют ошибки, допущенные в школе и церквах.

Но у него радуется сердце, если в общество возвращается полноценный человек, починенный на этой фабрике. Главные на фабрике — медсестра мисс Гнусен и слабовольный доктор Спайви.

В какой-то день попадает в это заведение Рэндл Патрик Макмерфи. Много раз судимый. Во время последней отсидки проявились психические сдвиги и его перевели в лечебницу. Он только рад этому. В первое же время обыграл в карты многих пациентов.

Заимев за своей спиной поддержку контингента, он конфликтует с мисс Гнусен и, добиваясь своих целей, вносит сумятицу в размеренную жизнь больницы.

Происходит спор с медсестрой из-за времени просмотра бейсбола по телевизору. Его поддержал один Чесвик. Вскоре проходит еще одно голосование, когда за него уже ровно половина коллектива, что недостаточно. Тут раскрывается Бромден, голосуя за Макмерфи, но поздно.

Телевизор включен самовольно. Мисс Гнусен его выключает, а больные продолжают смотреть. Врачи уверены, что Макмерфи вносит беспорядок, хотят его перевести к буйным. Мисс Гнусен против — она решает сломить его.

Под влиянием Макмерфи Бромден начинает видеть мир с прежней ясностью ума. Макмерфи затихает, поняв, что его не выпустят из лечебницы, пока он “не вылечится”. Становится осторожным, не заступается за других, не спорит с начальством.

Это приводит к тому, что Чесвик попадает к буйным, а потом совершает самоубийство. Макмерфи узнает, что многие пациенты находятся в лечебнице по своему желанию. Он опять начинает войну, внушая больным, что они полноценные люди в обществе.

Создает баскетбольную команду и играет с санитарами. Проигрывают, но многие почувствовали себя полноценными людьми. Макмерфи понял, что Бромден лишь притворяется глухонемым. Учит его поднимать тяжелый пульт. И у Бромдена получается.

Макмекрфи организует морское путешествие всем отделением. Там трусишке Билли Биббиту нравится подруга Макмерфи Кэнди. Макмерфи договаривается о встрече Кэнди с Билли. Макмерфи и Бромден после конфликта с санитарами попадают к буйным. По возвращении Макмерфи устраивает попойку в отделении, куда пришла Кэнди с подругой. Макмерфи устраивает погром у мисс Гнусен.

Мисс Гнусен в ярости. Находят Билли в постели с Кэнди. Она обещает Билли рассказать все матери. Тот винит Макмерфи. Мисс Гнусен отводит его к доктору Спайви, где Билли перерезает себе горло. Весь гнев мисс Гнусен обрушивает на Макмерфи, упрекая его в смерти Чесвика и Билли. А тот накидывается на медсестру, пытаясь задушить. Санитары оттаскивают его.

Больные постепенно выписываются, переводятся в другие лечебницы. Из “стариков” с Бромденом осталось несколько человек. Возвращается Макмерфи, над которым медсестра все же одержала победу: он в состоянии растения после проведенной лоботомии.

Бромден, сжалившись и не желая, чтобы видели, что бывает с противниками власти, душит его подушкой. Разбив окно тем пультом, который его учил поднимать Макмерфи, разрывает сетку и рвется на свободу!

Читайте также на сайте ЛитФест.ру: «Голубое сало» — постмодернистский роман Владимира Сорокина. Впервые опубликован в 1999 году. Сюжет произведения вращается вокруг так называемого «голубого сала» — вещества уникальной структуры, которое вырабатывают клоны русских писателей.

Содержание «Гнезда кукушки» развернуто

Кен Кинзи Над кукушкиным гнездом краткое содержание:

Герой-повествователь Бромден — сын белой женщины и индейского вождя — притворяется немощным, глухонемым и слабоумным. Он давно уже находится в психиат­рической больнице, спасаясь в ee стенах от жестокости и равнодушия «нормальной Америки». Впрочем, годы, проведенные Бромденом в психушке, дают о себе знать.

Старшая медсестра мисс Гнусен, руководящая и пациентами, и безвольным доктором Спайви, регулирует, по его мнению, бег времени, заставляя часы то стремительно лететь, то тянуться бесконечно. По её распоряжению включают «туманную машину», а таблетки, что дают больным, содержат в себе электронные схемы и помогают контролировать извне сознание и «острых», и «хроников».

По убеждению Бромдена, это отделение — фабрика в некоем зловеще-загадочном Комбинате: «здесь исправляют ошибки, допущенные по соседству, в церквах и школах. Когда готовое изделие возвращают обществу, полностью починенное, не хуже нового, а то и лучше, у старшей сестры сердце радуется».

В эту обитель скорби в один прекрасный день является Рэндл Патрик Макмерфи, успевший покочевать по Америке и отсидеть во многих её тюрьмах. Последний срок он отбывал в колонии, где проявил «психопа­тические тенденции» и теперь вот переведен в психлечебницу.

Впрочем, перевод он воспринял без огорчения. Завзятый картежник, он рассчитывает поправить свои финансовые дела за счет лопухов-психов, да и порядки в больнице, по слухам, куда более демокра­тические, чем прежде.

Отделение и в самом деле выставляет напоказ свои либеральные принципы, и представитель администрации по связям с общественностью то и дело проводит экскурсии, на все лады расхваливая новые веяния.

Пациентов хорошо кормят, призывают их к сотрудничеству с медперсоналом, и все важнейшие проблемы решаются путем голосования на совете пациентов, возглавляет который некто Хардинг, получивший высшее образование и отличающийся красноречием и полным отсутствием воли.

«Мы все кролики, — сообщает он Макмерфи, — и находимся здесь не потому, что мы кролики, но потому, что не можем привыкнуть к своему кроличьему положению».

Макмерфи — кто угодно, но не кролик. Вознаме­рившись «прибрать эту лавочку к рукам», он с первых же дней вступает в конфликт с властной мисс Гнусен. То, что он шутя обыгрывает пациентов в карты, для нее еще полбеды, но он ставит под угрозу размеренную деятельность «терапев­тической общины», высмеивает собрания, на которых под неусыпным присмотром старшей сестры пациенты привычно копаются в чужой личной жизни.

Это система­тическое унижение людей проводится под демагогическим лозунгом обучения их существованию в коллективе, стремления создать демокра­тическое отделение, полностью управляемое пациентами.

Макмерфи никак не вписывается в тоталитарную идиллию психбольницы. Он подзуживает своих товарищей вырваться на свободу, разбить окно и разорвать сетку тяжеленным пультом и даже бьется об заклад, что способен это сделать. Когда же его попытка заканчивается неудачей, то, расплачиваясь, а вернее, возвращая долговые расписки, он произносит: «По крайней мере я попытался».

Очередное столкновение Макмерфи и мисс Гнусен происходит по поводу телевизора. Он просит сдвинуть график просмотра телепередач так, чтобы можно было посмотреть бейсбол. Вопрос ставят на голосование, и его поддерживает лишь Чесвик, известный своей строптивостью на словах, но неспособностью воплотить свои намерения в поступок.

Впрочем, ему удается вскоре добиться повторного голосования, и все двадцать «острых» голосуют за то, чтобы смотреть телевизор днем. Макмерфи торжествует, но старшая сестра сообщает ему, что для того, чтобы решение было принято, нужно большинство, а поскольку всего в отделении сорок человек, не хватает еще одного голоса.

По сути дела, это скрытое издевательство, так как остальные двадцать больных являются хрониками, напрочь отрезанными от объективной реальности. Но тут поднимает руку Бромден, идя наперекор своему жизненному правилу «не раскрываться». Но и этого оказывается недостаточно, так как он поднял руку после того, как собрание было объявлено закрытым.

Тогда Макмерфи самовольно включает телевизор и не отходит от него, даже когда мисс Гнусен отключает электричество. Он и его товарищи смотрят на пустой экран и «болеют» вовсю.

Они там. Черные в белых костюмах, встали раньше меня, справят половую нужду в коридоре и подотрут, пока я их не накрыл. Подтирают, когда я выхожу из спальни: трое, угрюмы, злы на все – на утро, на этот дом, на тех, при ком работают. Когда злы, на глаза им не попадайся.

Пробираюсь по стеночке в парусиновых туфлях, тихо, как мышь, но их специальная аппаратура засекает мой страх: поднимают головы, …

По убеждению врачей, Макмерфи — «фактор беспорядка». Встает вопрос о переводе его в отделение буйных, предлагаются и более радикальные меры. Но мисс Гнусен против этого. Ей необходимо сломать его в отделении, доказать всем остальным, что он не герой, не бунтарь, а хитрый эгоцентрик, заботящийся о собственном благе.

Пока же «тлетворное» влияние Макмерфи на пациентов очевидно. Под его влиянием Бромден отмечает, что «туманная машина» вдруг сломалась, он начинает видеть мир с прежней четкостью. Но сам Макмерфи на время умеряет свой бунтарский пыл.

Он узнает печальную истину: если в колонию он попал на определенный судом срок, то в психбольницу его поместили до тех пор, пока врачи будут считать его нуждающимся в лечении, и, следовательно, его судьба всецело у них в руках.

Он перестает заступаться за других пациентов, проявляет осторожность в выяснении отношений с начальством. Такие перемены влекут за собой трагические последствия.

Взявший пример с Макмерфи Чесвик отчаянно сражается за право курить сигареты когда угодно и сколько угодно, попадает в буйное отделение, а потом по возвращении сообщает Макмерфи, что вполне понимает его позицию, и вскоре кончает жизнь самоубийством.

Эта гибель производит на Макмерфи сильное впечатление, но еще больше изумляет его тот факт, что, оказывается, подавляющее большинство пациентов мисс Гнусен находится здесь по собственной воле. Он с новой энергией возобновляет войну со старшей сестрой и в то же время учит пациентов ощущать себя полноценными членами общества.

Он сколачивает баскетбольную команду, вызывает на состязание санитаров, и, хотя матч проигран, главная цель достигнута — игроки-пациенты почувствовали себя людьми. Именно Макмерфи раскусил Бромдена, поняв, что тот лишь притворяется глухонемым.

Он вселяет в Бромдена уверенность в себе и своих силах, и под его руководством тот старается приподнять тяжелый пульт, с каждым разом отрывая его от пола все выше и выше.

Вскоре Макмерфи приходит в голову вроде бы безумная идея: отправиться всем отделением в море на катере удить лосося, и, несмотря на увещевания мисс Гнусен, собирается команда. И хотя капитан катера отказывается выйти в море из-за отсутствия необходимых бумаг, «психи» делают это самовольно и получают огромное удовольствие.

Именно на этой морской прогулке робкий и пугливый Билли Биббит знакомится с Кэнди, подружкой Макмерфи, которая очень ему приглянулась. Понимая, что бедняге Билли крайне важно наконец утвердиться как мужчине, Макмерфи договаривается о том, что Кэнди явится к ним в следующую субботу и проведет у них ночку.

Но до субботы происходит еще один серьезный конфликт. Макмерфи и Бромден вступают врукопашную с санитарами, и в результате попадают в отделение для буйных и подвергаются лечению электрошоком.

Выдержав курс психотерапии, Макмерфи возвращается в отделение как раз к субботе, чтобы принять Кэнди, которая является со своей подружкой Сэнди и запасом спиртного.

Веселье приобретает довольно буйный характер, и Макмерфи с друзьями устраивают разгром во владениях старшей сестры. Понимая, что инициатору праздника, что называется, не сносить головы, пациенты уговаривают его бежать, и он в общем-то соглашается, но алкоголь берет свое — он просыпается слишком поздно, когда уже являются санитары.

Мисс Гнусен, еле сдерживая ярость, обозревает свое сильно пострадавшее за ночь отделение. Куда-то исчез Билли Биббит. Она отправляется на поиски и находит его в обществе Кэнди. Мисс Гнусен угрожает все рассказать матери Билли, напоминая, как тяжело та переживает чудачества сына. Билли приходит в ужас, кричит, что он не виноват, что его заставили Макмерфи и другие, что они дразнили его, обзывали…

Довольная своей победой, мисс Гнусен обещает Билли все объяснить его матери. Она отводит Билли в кабинет к доктору Спайви и просит его потолковать с пациентом. Но доктор приходит слишком поздно. Разрываясь между страхом перед матерью и презрением к себе за предательство, Билли перерезает себе горло.

Тогда мисс Гнусен обрушивается на Макмерфи, упрекая его, что он играет человеческими жизнями, обвиняя его в гибели и Чесвика, и Билли. Макмерфи выходит из оцепенения, в котором находился, и набрасывается на своего заклятого врага. Он разрывает на старшей медсестре платье, отчего на всеобщее обозрение вываливаются её большие груди, и хватает её за горло.

Санитарам кое-как удается оттащить его от мисс Гнусен, но колдовские чары развеиваются, и всем становится ясно, что никогда уже она не будет пользоваться той властью, какой располагала.

Постепенно больные или выписываются домой, или переводятся в другие отделения. Из «стариков» — острых больных — остаются лишь несколько человек, в том числе и Бромден. Именно он становится свидетелем возвращения Макмерфи.

Старшая медсестра потерпела поражение, но сделала все, чтобы её соперник не смог порадоваться своей победе. После лоботомии весельчак, буян, жизнелюб превращается в овощ. Бромден не может допустить, чтобы этот человек существовал в виде напоминания о том, что случается с теми, кто идет наперекор власти.

Он душит его подушкой, а затем разбивает окно и разрывает сетку тем самым пультом, который учил поднимать его Макмерфи. Теперь уже ничто не сможет преградить ему путь к свободе.

Это интересно: Замечательное произведение, в котором скрыт глубокий философский подтекст, называется «Манон Леско». Написано это гениальное творение Пуччини – автором большого количества знаменитых опер, а также Прево – знаменитым французским писателем.

Видео краткое содержание Над гнездом кукушки

По мотивам романа «Над кукушкиным гнездом» был снят одноименный фильм (реж. Милош Форман, 1975), покоривший весь мир и получивший пять Оскаров. А также поставлено множество спектаклей в разных странах, в том числе в России.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

девять − 8 =