Краткое содержание повести «Безумная Евдокия» А. Алексина

Повесть «Безумная Евдокия» Алексина была написана в 1975 году под влиянием неприятного инцидента, который произошел в семье близких друзей писателя. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Безумная Евдокия» для читательского дневника по частям, которое будет полезно при подготовке к уроку литературы. Одна из самых проникновенных книг автора, посвященная темам любви, добра, сочувствия и взаимопонимания.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Рассказчик – мужчина средних лет, отец Оли, порядочный, любящий, честный человек.
  • Надежда – мать Оли, страдающая пороком сердца, положившая на алтарь любви к дочери все свои интересы.
  • Оля – девятиклассница, талантливая, надменная, эгоистичная девушка.
  • Евдокия Савельевна – классная учительница Оли, бескомпромиссная, эмоциональная, ответственная женщина.

Другие персонажи:

  • Люся Катунина – лучшая подруга Оли, скромная девочка с большим любящим сердцем.
  • Борис Антохин – самый красивый мальчик в школе, одноклассник Оли, влюбленный в нее.
  • Митя Калягин – водитель самосвала, лучший ученик и гордость Евдокии Савельевны.

«Безумная Евдокия» очень краткое содержание

Анатолий Алексин «Безумная Евдокия» краткое содержание для читательского дневника:

Оля – центр Вселенной для ее мамы и папы, она – умна, талантлива, необычна и чрезвычайно любима. Но с классным руководителем у нее не складываются отношения. По Олиному мнению, «безумная Евдокия», как девочка называет свою учительницу, приближает к себе серых, незаметных и неталантливых учеников. Это ее оскорбляет и обижает.

Однажды летом в походе Ольга исчезла. Учитель вместе с бывшими Олиными друзьями Люсей и Борей приезжают к родителям, они вместе организуют поиски, подключают других бывших учеников. Здесь учительница объясняет, что для нее главное – сделать из ребят настоящих подлинных людей, способных прийти на помощь в любую минуту.

В это время раздается звонок, и из милиции просят приехать для опознания трупа. Это слышит Олина мама и ей срочно понадобилась помощь психиатров. Оля через несколько минут появляется на пороге дома с букетом цветов, но ее маме это уже не поможет.

Вывод:

Евдокия вовсе не была безумной, она была мудрой и доброй женщиной. Она точно знала, что главное в ее работе и именно этому учила ребят. А Оля, избалованная родителями, хотела, чтобы весь мир кружился только вокруг нее, и не думала о чувствах других людей.

Читайте также: Сочинение на тему “Кого можно назвать добрым человеком, а кого жестоким?”

Короткий пересказ «Безумная Евдокия»

Краткое содержание «Безумная Евдокия» Алексин:

Рассказчик вспоминает свою жизнь, сравнивая её с дорогой. Он пытается понять, где именно на его жизненной дороге тот поворот, за которым скрылось начало пути. Мысленно он готовится к разговору с женой, бессонными ночами вспоминает детали, подробности, строит из них мост к тому роковому дню.

Со своей будущей женой Надей рассказчик познакомился в конструкторском бюро, где в то время они оба работали. Надя покорила его своим чувством юмора и непосредственностью.

Самой яркой чертой Надиного характера была честность. Она сразу сообщила рассказчику, что у неё порок сердца, и врачи запрещают ей иметь детей. С этого дня иметь дочь стало главным их желанием.

Вопреки запретам врачей Надя родила ребёнка. Когда девочка, названная Олей, родилась, Надя написала мужу записку: «Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей!». Теперь рассказчик считает эту фразу их первой ошибкой.

Прошло шестнадцать лет. Однажды Оленька ушла в поход, организованный классной Евдокией Савельевной, и родители спокойно ждали её дома. В то воскресное утро рассказчик впервые за много лет заметил, что и он, и Надя давно отказались от своих увлечений. Теперь «центром семьи, её лицом» стала Оля.

Размышления рассказчика прервал звонок в дверь. На пороге стояла Евдокия Савельевна, за ней робко переминались Люся и Боря. Классная сообщила, что Оля пропала, и рассказчик поспешил обвинить во всём её.

Евдокии Савельевне было 54 года, но она казалась женщиной без возраста. За невнимание к собственной внешности и странную манеру одеваться Оленька прозвала её «безумной Евдокией». Следом за ней стали так называть классную и родители.

Главной её целью стало объединить 9 «Б» класс, «чтобы все были вместе». В классе она замечала и выделяла самых незаметных, а Оленьку, которая училась лепке в элитной художественной школе, классная практически не замечала.

Девочку раздражало стремление безумной Евдокии выдвигать посредственностей на первый план, организовывать встречи со своими бывшими учениками — поварами, сантехниками, слесарями, бухгалтерами. Родители Оли были уверены, что классная любит только усреднённую серость и ненавидит талант в любом проявлении.

Евдокия приблизила к себе самых незаметных учеников, которые вслед за ней «не желали замечать того, что было для них непривычным». Надя жалела одинокую Евдокию и просила дочь не идти на конфликт. Та соглашалась, но дома часто острила насчёт классной и сочиняла смешные четверостишья о своих одноклассниках.

Рассказчик вспомнил обо всём этом и решил, что в походе Оленьку унизили и оскорбили, девочка не выдержала, сбежала и где-то пропадает уже целую ночь. Обвинял рассказчик и Люсю Катушкину, которая когда-то была лучшей подругой Оленьки, преклонялась перед её талантом, таскала тяжёлую папку с рисунками и мыла кисточки. Рассказчик знал, что Люсина мама тяжело больна, а её отец любит другую женщину. Эту тайну в классе знала только Оля.

Их дружба окончилась в тот день, когда в художественной школе проводилась встреча со знаменитым художником. Оля обещала провести Люсю на эту встречу, но так и не провела. Родителям Оленька объяснила, что в зале не было места.

Чуть позже Люсю из-за двоек «прорабатывали» на классном собрании. Оленька хотела поддержать её, но Люся отказалась от её помощи. Олины родители решили, что Люся слишком горда, а Евдокия начала её опекать и сделала старостой класса.

Рассказчик посчитал поступок Люси предательством. Теперь Люся пряталась за широкой спиной Евдокии, и рассказчику казалось, что девочка чувствует свою вину. Винил отец Оленьки и Борю Антохина, самого высокого и красивого мальчика не только в 9 «Б», но и во всей школе.

Вместо романтических похождений Боря, ужасно стеснявшийся своей внешности, посвятил себя общественной деятельности и стал «главным проводником в жизнь всех замыслов и идей Евдокии Савельевны». Рассказчик считал, что классная поручила Боре вовлечь Оленьку в жизнь класса, и тот старался вовсю, подстерегал девочку возле художественной школы, чтобы отвести её на очередное классное мероприятие.

Как и Евдокия, Боря пытался воспитывать Оленьку на примере лучших учеников классной, чаще всего ставя ей в пример Митю Калягина. В детстве, во время войны, Митя не побоялся отвезти своему дяде-врачу инструменты и лекарства для двух раненных красноармейцев, которых тот прятал у себя в подвале. Несмотря на высокую температуру, мальчик сумел выбрать самый короткий путь и избежать встречи с врагом. Митей Калягиным Евдокия гордилась больше всего.

Поход, во время которого пропала Оленька, Евдокия решила устроить «по следам славы» Мити Калягина. Два девятых класса должны были найти тот самый короткий путь. Победителей ожидал сюрприз. Добравшись до нужной станции, ребята расположились на ночлег, а через несколько часов Оленька исчезла.

Войдя в квартиру рассказчика, Евдокия Савельевна начала обзванивать больницы, позвонила Мите Калягину, а Надя тем временем ходила от окна к окну и ни на что не реагировала.

Евдокии Савельевне понадобились фотографии Оленьки, и Боря тут же осторожно достал из кармана пять новеньких снимков. Люся бегала за Надей с пузырьком лекарства и стаканом воды в руках. Рассказчик смотрел на эту суету и «был уверен, что они искупают вину».

Приехал Митя Калягин, и Евдокия отправила его вместе с Борей за город искать Оленьку, а сама «вновь установила пост возле телефонного аппарата». Минут через сорок позвонили из милиции и попросили приехать, опознать… Услышав это, Надя оцепенела и опустилась на пол, повторяя: «Я её не узнаю…».

И тут в прихожей хлопнула дверь, и раздался весёлый голос Оленьки. С порога она начала рассказывать, как перехитрила всех и первой нашла короткую дорогу к Митиному дяде. Оленька привезла букет ромашек и приз — фотографию молодой Евдокии, которая скрывала у себя вылеченных солдат.

Только через несколько минут Оленька заметила, в каком состоянии находится Надя — та снова ни на что не реагировала и даже не понимала, что её дочь вернулась домой. Приехал Митин дядя, оказавшийся невропатологом. Осмотрев Надю, он посоветовал обратиться к психиатру.

Все вместе они отвезли Надю в психиатрическую клинику. На обратном пути Евдокия Савельевна обвиняла в случившемся себя — именно она подняла переполох. Рассказчик тоже попытался оправдать дочь, упомянул о ссоре Оли и Люси, о плохом отношении к ней Бори. Тут Евдокия Семёновна не выдержала, и рассказчику пришлось взглянуть на поведение дочери с другой стороны.

Оказалось, Оля и не думала вести Люсю на встречу с художником. Войдя в зал, девочка просто забыла о лучшей подруге. Люся стояла на улице, слышала через открытое окно бойкий голос Оленьки и даже не могла уйти — в руках у неё была тяжёлая папка с Олиными рисунками. Евдокия считала, что Оля сделала это нарочно.

Люся любила Олю, а та решила, что «любовь отбирает у людей гордость и самолюбие». И на классном собрании Люся отвергла помощь Оленьки вовсе не из-за гордости, просто Оля при всём классе намекнула на тяжёлые семейные обстоятельства подруги, попыталась «небрежно, одной рукой» развести её беду.

Оленька всегда была занята только собой, ей некогда было вникнуть в чужие чувства. Не хотела она замечать и любовь Бори Антохина — недаром у мальчика оказалось столько Олиных снимков. Рассказчик всегда был рад, что Оля пока не в кого ни влюбилась, но теперь он подумал, что её любви хватало только на себя.

Рассказчик попытался представить последний поступок дочери как протест против одиночества в классе, но Евдокия Савельевна резко возразила: «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество».

Евдокия не была против талантливых и одарённых, она лишь хотела, чтобы к таланту прилагалась человечность. Именно этому она пыталась научить 9 «Б», устраивая встречи со своими бывшими учениками, у каждого из которых был дар человечности. В том, что произошло, Евдокия винила не одну Олю. Виноваты были все, кто окружал девочку и не смог привить ей этот дар. Она взялась поддержать Оленьку, ведь без поддержки «эта ноша окажется для неё непосильной».

На пути к дому, в котором они с Олей теперь будут жить одни, рассказчик начал переосмысливать свою жизнь и искать момент, где они с Надей ошиблись в первый раз.

Повесть «Звоните и приезжайте» Алексина была написана в 1970 году. Это история о мальчике-шестикласснике, отец которого работает хирургом. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Звоните и приезжайте» для читательского дневника. Когда неожиданно погибает один из пациентов отца – Егоров, маленький сын, поддерживая отца, идет с ним к матери умершего.

Сюжет сказки «Безумная Евдокия» Алексин

«Безумная Евдокия» Алексин краткое содержание произведения:

Рассказчик – средних лет мужчина, который вспоминает свою прошлую жизнь и пытается отыскать в ней роковой момент, ставший причиной трагических событий. Он постоянно ведет внутренний диалог с любимой женой Надей, чтобы не сойти с ума, чтобы «восстановить разрозненные детали».

Со своей будущей супругой герой познакомился в конструкторском бюро, где они работали чертежниками. Он пригласил привлекательную девушку на концерт, и его сразу покорила «милая детская непосредственность» и честность Надюши.

Герой сразу же сделал Наде предложение, и она предупредила, что у нее «есть приданое: порок сердца и запрет иметь детей». Впрочем, после замужества Надюша совершенно позабыла о врачебных запретах – счастливые супруги так страстно мечтали о дочери, что спустя время стали родителями девочки, которую назвали Оленькой.

***

Даже спустя шестнадцать лет Надя не утратила способность подтрунивать над собой, а ведь «на это способны только хорошие и умные люди». Между супругами по-прежнему царила любовь и уважение, и их семейная идиллия еще больше укреплялась обожанием к единственной дочери.

Все изменилось в тот момент, когда в дверь постучали, и на пороге оказалась классная руководительница Оли, Евдокия Савельевна, в компании двух Олиных одноклассников – Бори и Люси. Она сообщила опешившим родителям, что девочка, которая пошла вместе с классом в поход, вчера вечером исчезла.

Евдокия Савельевна была, что называется, «женщиной без возраста», которая «раз и навсегда решила, что внешность и годы значения для нее не имеют». Она выглядела неопрятно и, порой, откровенно нелепо, но при этом старалась прививать детям «чувство прекрасного, учить их замечать и понимать красоту».

Евдокия Савельевна обладала решительным характером «вулканического происхождения», и однажды Оля назвала ее «безумной Евдокией». Она очень любила, «чтобы все были вместе. И с ней во главе!..», и зачастую выделяла в классе самых незаметных и откровенно неинтересных детей. При этом Олю, которая «училась в художественной школе для особо одаренных детей», она упоминала только в том случае, если девочка куда-то не пришла или что-то не сделала.

Оля не только занималась в художественной школе, но и изучала итальянский язык, чтобы «прочитать о гениях Возрождения на их родном языке». Не имея свободного времени, она регулярно пропускала собрания учеников, которые организовывала Евдокия Савельевна, чем вызывала только негатив в свой адрес.

Люся Катунина была Олиной подругой, которая искренне восхищалась талантом Оли. Люся тоже рисовала, но ее возможности ограничивались классной стенгазетой.  Отношения между подругами резко изменились, когда Оля не смогла провести Люсю на встречу с известным художником.

***

Боря Антохин был самым красивым парнем не только в классе, но и во всей школе. Но вместо того, что кружить девушкам головы, он стал «главным проводником в жизнь всех замыслов и идей Евдокии Савельевны». Несмотря на привлекательность Бори, Оля видела в нем только «вычислительную машину» без намека на внутреннюю красоту.

Однажды классной руководительнице пришла мысль сводить девятые классы по местам боевой деятельности Мити Калягина – ее лучшего ученика, водителя самосвала, который в годы фашистской оккупации проявил себя настоящим героем.

Дойдя в субботу до станции, школьники расположились на ночлег, и спустя «несколько часов Оленьки уже не было». Глядя на троицу, продолжавшую стоять за порогом, герой думал, что «они… втроем учинили что-то такое, чего она не выдержала, не стерпела».

Евдокия Савельевна принялась обзванивать милицию, дежурного по городу, больницы и даже Митю Калягина, но ситуация с пропажей девочки так и не прояснялась.

Надя уверена, что виновницей пропажи дочери стала она, поскольку накануне уговаривала ее отправиться в поход с классом. Когда позвонили из милиции, Надя взяла трубку. Узнав, что нужно кого-то опознать, ей стало плохо.

В этот момент в двери появилась радостная Оля с букетом цветов. Ей удалось первой разгадать короткий маршрут, и она получила приз. После перенесенного стресса Олина мать все время продолжала повторять одну фразу – «Я не узнаю ее».

***

Надежду пришлось отправить в психиатрическую клинику. По дороге отец Оли разговорился с Евдокией Савельевной и узнал, что его дочь была на редкость эгоистичной и тщеславной. Она высмеивала влюбленного в него Борю, предала лучшую подругу Люсю, огласив всему классу ее семейную тайну. «Безумная Евдокия» пыталась достучаться до Оли, но у нее это не получилось.

***

Отец Оли понял, что они с Надюшей совершили роковую ошибку, когда «перестали вглядываться друг в друга». Превратившись в ничтожное подобие самих себя, и выбрав профессию под названием «родители Оленьки», они добровольно согласились на столь ужасную развязку их истории…

Заключение

В своем рассказе Анатолий Алексин попытался раскрыть все стороны родительской любви, которая может стать разрушительной силой при формировании личности ребенка. Ставя на себе «крест», родители получают обратный результат – эгоистичного и избалованного человека, не способного сопереживать и думать о чувствах других.

Видео отзыв Безумная Евдокия

Краткое содержание «Безумная Евдокия» для читательского дневника познакомит с творчеством удивительного автора, который в своих произведениях затрагивает самые важные вопросы человеческих взаимоотношений.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

3 × два =