Краткое содержание рассказа «Баргамот и Гараська» Л. Андреева

Рассказ «Баргамот и Гараська» Андреева был написан в 1898 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Брагамот и Гараська» для читательского дневника. Данное произведение принадлежит числу так называемых «пасхальных» рассказов, в которых делается акцент на идее христианского братства и примирения всех людей.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Иван Акиндиныч Бергамотов (Баргамот) – городовой, высокий, крупный, сильный мужчина, хозяйственный и порядочный.
  • Гараська – вечно пьяный бродяга, знатный драчун и сквернослов.

Другие персонажи:

  • Марья – жена Бергамотова, добрая и жалостливая женщина.

Повесть «Иуда Искариот» Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Предлагаем вам прочитать краткое содержание «Иуда Искариот» по главам. Пересказ может пригодиться школьникам при подготовке к урокам литературы и для читательского дневника. Основной темой произведения стала «психология предательства».

«Баргамот и Гараська» очень краткое содержание

Л. Андреев «Баргамот и Гараська» краткое содержание для читательского дневника:

Главный герой – Иван Акиндинович Бергамотов по кличке «Баргамот» – городовой, которого уважали жители окраины «Орла». Этого высокого, толстого и в то же время сильного человека знали, как серьёзного и солидного мужичка. Многие к нему относились с почтением, другие величали его «дубиной». У Баргамота была жена и двое детей.

Баргамот любил участвовать в драках, ведь он был весьма сильным человеком, а драки на углу Пушкарной улицы, где и находился его пост, происходили часто.

Главные действия происходят в десять часов вечера. Иван Бергамотов стоит на своём посту с плохим настроением, ведь его дежурство проходит как раз в разгар предпасхального вечера, нужно успеть подарить своему сыну Ванюшке «мраморное» пасхальное яйцо, а стоять ему ещё до трёх часов ночи.

И вот тут появляется пьяный Гараська – пушкарь, которого Баргамот недолюбливал. «Баргамот» хватает Гараську и тащит его в участок, а пока они туда идут, Гараська задаёт много вопросов, касающихся воскресения Христа и пасхи. И тут случается неожиданное. Гараська, находясь в алкогольном опьянении, падает на землю и начинает реветь. Как оказалось, он нехотя раздавил яйцо, которое, как он сказал, хотел только, что подарить Баргамоту.

Приятно удивлённый «не полученным подарком», Баргамот приглашает Гараську в гости, где его радушно принимает жена Ивана. Гараська заплакал от того, что хозяйка обращается к нему по имени-отчеству.

Главная мысль:

Если человек беден, без образования, то он забывает, как его раньше называли по имени-отчеству, а значит и нельзя проявлять чрезмерного уважения к таким людям, ведь они могут вспомнить, что они – никто. Также и с Гараськой. Для жителей города он был всего лишь «Гараськой». Когда жена Ивана захотела проявить чрезмерное почтение к Гараське, всё вышло не так, как она ожидала. Гараська вспомнил, что он – никто и заплакал.

Рассказ «Петька на даче» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Петька на даче», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. В своей книге автор поднял проблему тяжелой судьбы детей из бедных семейств, которые были полностью лишены детства.

Короткий пересказ «Баргамот и Гараська»

Краткое содержание «Баргамот и Гараська» Андреев:

Городовой Иван Акидиныч Бергамотов уже много лет занимал пост на Пушкарной улице губернского города Орла. В участке он значился как «бляха № 20», но пушкари — жители Пушкарной улицы — прозвали его Баргамотом.

С нежной и деликатной грушей сорта «бергамот» Иван Акидиныч не имел ничего общего. Природа не обидела Баргамота — был он высокий, сильный, громогласный и «составлял на полицейском горизонте видную фигуру».

«По своей внешности Баргамот скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых ‹…› созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками».

Баргамот давно мог достичь высокого положения, если бы его душа, погребённая под толстым слоем плоти, «не была погружена в богатырский сон». Внешние впечатления, проходя через маленькие, заплывшие глазки Баргамота, теряли яркость и достигали его души в виде «слабых отзвуков и отблесков».

Человек возвышенный посчитал бы Баргамота куском мяса, околоточные надзиратели называли его исполнительной дубиной, пушкари же считали его степенным и серьёзным человеком. Твёрдо Баргамот знал только инструкцию для городовых, которая так прочно засела в его мастодонтовом мозгу, «что вытравить её оттуда нельзя было даже крепкой водкой». Так же прочно обосновались там и немногие истины, усвоенные Баргамотом «путём житейского опыта».

«Чего не знал Баргамот, о том он молчал с такой несокрушимой солидностью, что людям знающим становилось как будто немного совестно за своё знание».

Вся Пушкарская улица, населённая рабочим людом и украшенная двумя кабаками, уважала Баргамота за неимоверную силу. Каждое воскресенье пушкари развлекались, устраивая «гомерическую драку», после которой Баргамот доставлял в участок самых отчаянных драчунов.

Жил Баргамот в маленькой, покосившейся хибарке с женой и двумя детьми, был хозяйственен, строг и учил домашних жизни «путём физического воздействия». Жена Марья уважала мужа, «как человека степенного и непьющего», что не мешало ей вертеть им с той лёгкостью, на какую способны только слабые женщины.

Был канун Пасхи. Баргамот стоял на посту в плохом настроении — ему предстояло дежурить до трёх часов ночи, и на пасхальную службу он попасть не мог.

«Потребности молиться Баргамот не ощущал, но праздничное, светлое настроение, разлитое по необычайно тихой и спокойной улице, коснулось и его».

Баргамоту хотелось праздника. Кроме того, он был голоден — из-за поста жена не покормила его обедом. Глядя на идущих в церковь нарядных и умытых пушкарей, Баргамот помрачнел ещё больше, ведь завтра многих из них ему придётся тащить в участок.

Вскоре улица опустела, и Баргамот размечтался — представил себе ожидающий его дома накрытый стол и сына Ванюшу, которому он припас в подарок мраморное яйцо. «Что-то вроде родительской нежности» поднялось со дна его души.

Но тут благодушие Баргамота было нарушено — из-за угла показался совершенно пьяный Гараська. Шатаясь от забора до забора, Гарасьска натолкнулся на фонарь, заключил его «в дружеские и крепкие объятия», соскользнул вниз и погрузился в задумчивость.

Гараська досаждал Баргамоту больше остальных пушкарей. Этот тощий, оборванный человечек был первым в округе скандалистом. Его били, держали в участке впроголодь, но не могли отучить от «самой обидной и злоязычной» ругани.

«Баргамота Гараська ругал так фантастически реально, что тот, не понимая даже всей соли Гараськиных острот, чувствовал, что он обижен более, чем если бы его выпороли».

Чем Гараська зарабатывал на жизнь, оставалось для пушкарей тайной. Трезвым его никогда не видели. Зимой Гараська куда-то исчезал, но «с первым дыханием весны» появлялся на Пушкарской улице и всё лето ночевал на огородах, под кустами и по берегу реки. Пушкари подозревали, что Гераська подворовывает, но поймать его на горячем не могли «и били лишь на основании косвенных улик».

На этот раз Гераське, видимо, пришлось нелегко — лохмотья его были в грязи, а физиономия с большим красным носом покрыта синяками и царапинами. Приблизившись к бродяге, Баргамот взял его за воротник и повёл в участок. По дороге Гераська завёл разговор о празднике, а потом решительно повернулся к Баргамоту, вытаскивая из кармана какой-то предмет.

Заинтригованный Баргамот выпустил воротник Гараськи, тот лишился опоры, упал и… завыл «как бабы воют по покойнику». Вскоре выяснилось, что он раздавил яйцо, которым хотел похристосоваться с Баргамотом «по-благородному».

Баргамот почувствовал, «что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный». Даже ругательства Гараськи не оскорбили его.

«Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость, не то совесть. Где-то, в самых отдалённых недрах его дюжего тела, что-то назойливо сверлило и мучило».

Баргамот решительно поднял Гараську и повёл… к себе домой, разговляться. По дороге изумлённый бродяга думал сбежать, но ноги совершенно его не слушались. Да и не хотелось ему уходит, уж очень чуден был Баргамот, который путал слова, то объясняя Гараське инструкцию для городовых, то возвращаясь «к вопросу о битье в участке».

Увидев растерянное лицо мужа, Марья противоречить не стала, а налила Гараське миску жирных, огненных щей. Бродяге было невыносимо стыдно из-за своих отрепьев и грязных рук, которые он словно впервые у себя увидел. Когда же Марья назвала его по имени и отчеству — Герасимом Андреичем — из груди его снова вырвался «тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота».

Успокаивавшей его Марье Гераська объяснил, что уже много лет никто не называл его так уважительно.

Рассказ «Ангелочек» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ангелочек» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Будучи классическим вариантом «рождественской истории», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.

Сюжет рассказа «Баргамот и Гараська» Андреев

«Баргамот и Гараська» Андреев краткое содержание произведения:

Иван Акиндиныч Бергамотов вот уже двадцать лет, как занимал пост городового на Пушкарной улице города Орла. Официально он значился как «городовой бляха № 20», но местные жители – пушкари – неизменно звали его Баргамотом.

Иван Акиндиныч не имел ничего общего с таким нежным и деликатным плодом, как бергамот. Напротив, он более «напоминал мастодонта» – его высокая, сильная, крупная фигура была хорошо видна даже издали.

Бергамотов давно мог бы достичь гораздо больших высот, но душа его «была погружена в богатырский сон». Даже самые яркие внешние впечатления не трогали его, доходя до души «в виде слабых отзвуков и отблесков».

Неудивительно, что Баргамот имел славу куска мяса, исполнительной дубины, которая четко знает лишь инструкцию для городовых. Уважали же его за непомерную силищу, а «сила же на Пушкарной улице была все».

Жил городовой в маленькой, покосившейся хибарке с женой и двумя детьми. В быту он был строгим, рачительным хозяином, который во всем любил порядок. Молодая и красивая еще жена Марья уважала Ивана Акиндиныча за его степенный нрав и равнодушие к алкоголю, и при случае вертела им, как только могут слабые женщины.

Теплым весенним вечером в канун Пасхи Баргамот пребывал в скверном настроении – ему предстояло дежурство до трех часов ночи, так что он на пасхальную службу он никак не успевал.

Неожиданно на опустевшей улице послышались чьи-то неуверенные шаги – это был пьяный Гараська, первый скандалист и дебошир в округе. Никто Баргамоту «так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка». Его часто держали в участке впроголодь, били, но никак не могли «отучить от ругани, самой обидной и злоязычной».

Никто никогда не видел Гараську трезвым. Большой тайной для всех оставалось и то, чем он промышлял себе на жизнь. Зимой Гараська куда-то исчезал, но с приходом весны вновь появлялся на Пушкарской улице, ночуя под кустами и на берегу реки. Пушкари догадывались, что Гараська подворовывает, но поймать с поличным его никто не мог.

Судя по помятому лицу, свежим царапинам и комьям прилипшей грязи, бродяга совсем недавно участвовал в потасовке. Баргамот схватил его за воротник и потащил в участок. Неожиданно пьянчужка упал, и разбил пасхальное яичко, которым хотел «по-благородному» похристосоваться с городовым. Он принялся выть, «как бабы воют по покойнике».

Баргамоту стало жаль этого человека, словно родного брата, и его совершенно не затевала затейливая ругань Гараськи. Он предложил бедолаге пойти к нему домой разговляться.

Марья, увидев странного гостя, не стала перчить мужу, а посадила Гараську за празднично убранный стол и поставила перед ним тарелку с ароматными щами. Впервые за долгое время Гараське стало стыдно за свои лохмотья и грязные руки. Когда же он услышал, как его назвали по имени-отчеству, он горько заплакал – еще никто к нему так уважительно не обращался.

Заключение

Своим произведением автор хотел показать, что каждый в жизни может оступиться, выбрав кривую дорожку. Однако это не повод относится к таким людям как к изгоям.

Рассказ «Кусака» Андреева впервые был опубликован в 1901 году. В школе рассказ изучается на уроках русской литературы 7‑го класса. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Кусаки». В произведении автор раскрывает темы милосердия, сострадания, умения нести ответственность за тех, кого мы приручили.

Видео краткое содержание Баргамот и Гараська

В данном рассказе Леонид Николаевич описывает историю обычных людей. Андреев раскрывает проблему человеческой жестокости и неприязни к людям. Автор говорит, что даже у такого человека как Гараська есть чувства. В рассказе описывается канун Пасхи, когда все стоят службу в церкви и сидят за праздничным столом.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

три × 2 =