Сложное предложение с разными видами связи — это вариация из известных нам видов сложных предложений. Следовательно, важно понять, как объединены части предложения, и уже после расставлять знаки препинания.
Сложные предложения бывают союзными, бессоюзными и с разными видами связи. Поэтому важна пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Труднее, когда сочинительный и подчинительный союзы находятся рядом.
Разновидности связи в сложном предложении
Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью может быть выражена различными видами связи:
- сочинение и подчинение;
- сочинение и бессоюзная связь;
- подчинение и бессоюзная связь;
- сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше, и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.
По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.
В сложных предложениях с разными видами связи знаки препинания расставляются в соответствии с пунктуационными правилами, которые действуют в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях.
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так):
Мы вступаем в открытое море, но_если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.
Сравните: Мы вступаем в открытое море, но, если хорошо приглядеться, на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.
Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого.
Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:
Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.
Сравните:
- Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
- Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.
Сложносочиненные предложения
Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:
Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая:
- Настало утро, и все разошлись по домам.
Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение:
- Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды(общий член – «из окна»).
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую:
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
- при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
- между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.
Не ставим запятую:
- между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
- если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
- если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
- перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
- перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
Бессоюзные предложения
В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!
Запятую ставим
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
- второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
- второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:
- при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
- если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
- при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
- если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.
Выводы: какой знак поставить
Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.
Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью – это просто!
Практические упражнения
Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 4