Изложение – краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного произведения в письменном, реже устном виде. При этом необходимо определить и раскрыть основную тему, идею и проблематику изученного текста.
Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию.
- Зачем писать изложение?
- Как определить тему и идею?
- Основные виды изложения
- Самостоятельная подготовка
- Как составить план изложения
- Как написать изложение кратко и правильно
- Алгоритм работы над изложением
- Правила сокращения изложения
- Основные принципы написания изложения
- Разбор задания
- Критерии оценивания работы
- Частые ошибки при написании изложения
- Как избежать типичных ошибок
- Советы, которые помогут получить за изложение «5»
Зачем писать изложение?
Главная задача образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы.
Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов. Очень важно, чтобы учащийся осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно.
Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:
- запоминать большой объем информации;
- анализировать;
- выделять важное и второстепенное;
- грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
- определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
- выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
- соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);
и т.д.
Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.
Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.
Как определить тему и идею?
Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение:
- понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
- как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
- точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
- точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
- излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.
Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста.
Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.
Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.
Общая тема делится на ряд микротем.
Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.
Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.
Основные виды изложения
В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:
- Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
- Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
- Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
- Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.
Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3‑го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.
По способу передачи содержания текста изложение бывает:
- Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
- Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
- Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.
На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.
Самостоятельная подготовка
Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:
- аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение),
- синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами),
- конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала),
- творческий (написание изложения с элементами сочинения).
Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:
- Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
- Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
- Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
- Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
- Составление заголовка и плана.
- Повторное чтение через 2–3 минуты.
Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.
Как составить план изложения
Составление плана — важный этап работы над изложением. Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.
Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события.
Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.
Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.
При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть.
Как написать изложение кратко и правильно
В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.
Экзамен проходит по следующей схеме:
- Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
- После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
- Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.
Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий.
Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения: Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную.
Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.
Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста.
Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.
Алгоритм работы над изложением
- Первое прослушивание:
- определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
- определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
- составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
- перескажите про себя то, что запомнили.
- Второе прослушивание:
- теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
- допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
- выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
- проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
- посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
- проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
- перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.
Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.
Правила сокращения изложения
Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.
- Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
- Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
- Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).
Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.
Основные принципы написания изложения
Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.
Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.
Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.
Разбор задания
Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.
Исходный текст:
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.
Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
Изложение:
В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.
Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.
Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.
Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.
Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.
Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.
Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.
Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.
Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки.
Текст изложения:
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.
Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.
Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.
Критерии оценивания работы
Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.
Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.
Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.
Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:
- адекватное отражение микротем;
- сжатие исходного текста;
- смысловая цельность;
- речевая связность трех частей;
- последовательность событий;
- грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.
В оценку содержания входят умения:
- передать основную мысль текста;
- сохранить все микротемы;
- делить текст на абзацы.
А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.
Частые ошибки при написании изложения
Школьники часто допускают следующие ошибки:
- Грамматические — ошибки в структуре слова:
- неправильное образование формы слова;
- неверное построение словосочетания или предложения;
- нарушение связи между главными членами предложения;
- смешение косвенной и прямой речи;
и т.д.
Пример:
«без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».
- Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
- неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
- нарушение порядка слов в предложении;
- неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
- неправильное определение границ предложения;
- искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.
Пример:
Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».
- Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
- отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
- неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
- неумение делить текст на части;
- нарушение последовательности высказывания;
- неправильное абзацное членение;
- пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
- неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).
Пример:
Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.
- Фактические — искажение содержания текста:
- пропуск важной информации;
- несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
- повторное возвращение к одному и тому же факту;
- неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.
Пример:
Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.
- Орфографические — неправильное написание слов:
- в корнях, приставках, окончаниях;
- нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
- неверное слитное или раздельное написание.
Пример:
«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».
- Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
- отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
- неверное оформление прямой речи;
- невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Пример:
Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.
Как избежать типичных ошибок
Чтобы избежать ошибок в изложении:
- следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
- избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
- проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
- избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
- пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
- не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
- не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
- необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
- обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
- тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.
Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.
Советы, которые помогут получить за изложение «5»
Не нужно волноваться или бояться, что вы не справитесь с задачей. Если вы будете спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, то обязательно получите желанную «5» и похвалу от учителя.
- Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
- Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
- Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
- Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10–15 минут в день.
Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости.
Изложение, как работа, охватывает ряд как устных, так и письменных упражнений, по сложности представляющих собой и дословные пересказы небольших текстов, и краткую передачу сущности целого произведения.
Источники:
- Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005, 2008, 2009—464 с.
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- Станиславский А. Р. Стратегии успешного письменного изложения. // Мир русского слова. — 2004. — № 4(21). — С. 109—110.