Фанфики – это жаргонизм, обозначающий «фанатская литература», то есть истории, написанные поклонниками по мотивам любимых произведений литературы, кино, комиксов и т.д. Как правила известные всем персонажи в таких произведениях обретают новые роли, изображая гейские, лесбийские, небинарные или трансгендерные отношения.
Термин пришел к нам из английского языка «fan fiction», что означает буквально «фанатская литература». В основе некоторых фанфиков лежат оригинальные, нигде ранее не упоминавшиеся персонажи. Такие истории получили название «ориджинал».
Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях. В сети можно встретить выдуманные истории про Леди Гагу, древнегреческих философов и даже Александра Пушкина.
- История появления
- Разновидности фанфиков
- ФФ-лексика на примере Гарри Поттера
- Зачем пишут фанфики?
- Почему фанфики читают?
- Фанфикшен в России
- «50 оттенков серого» тоже фанфик!
- ТОП 5 популярных фанфиков
- Гордость и предубеждение и зомби – Сет Грэм-Смит
- Орудия Смерти. Город костей – Кассандра Клэр
- По ту сторону рассвета – Ольга Брилева
- Таня Гроттер и магический контрабас – Дмитрий Емец
- Этюд в изумрудных тонах – Нил Гейман
История появления
История фанфиков зародилась довольно давно. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима, можно сказать, являются их предком. Всё началось с вопроса — а что если? Продолжение истории строчили все те, кто умел писать и, конечно же, этого очень хотел. Стоило лишь включить своё воображение.
С такими мыслями многих читателей появилась куча «подделок» и досталось несладко истинным оригиналам. Например, пострадала история «Дон Кихота». Пока автор спокойно дописывал вторую часть книги, в свет вышел поддельный сиквел «Лже-Кихот» (когда не дождался продолжения и создал его сам).
Либо при окончании истории фильма, сериала, книги, которая всем запала в душу, неугомонные фанаты пишут свои идеи каким бы могло быть продолжение, чтобы не переставать восхищаться героями, сюжетом, атмосферой (и свести вместе, наконец, своих любимчиков!).
В шестидесятые наступил пик фанфиков по причине выхода «Звёздный путь». Ещё во время съёмок сериала фанаты заваливали студию письмами с правками и требованиями в изменении сюжета. Когда «Звёздный путь» закрыли, фанфики были единственным способом оставаться рядом с любимыми героями.
Возрастные ограничения:
- G — фанфик может читать кто угодно
- PG — детям до 12 советуют читать фанфик с разрешения родителей
- PG-13 — дети с 13 лет могут читать с разрешения родителей
- R (restricted) — в этих фанфиках секс, насилие, нецензурная лексика
- NC-17 и NC-21 (no children) — такие фанфики нельзя читать до 17 и до 21 года соответственно. Здесь может присутствовать графическое описание секса и насилия.
В настоящее время фраза “я пишу фанфики” встречается разными реакциями. Одни и вовсе не знают, что это, но, если пишут, то ты молодец, не пьёшь пивасик у забора по ночам. Другие с некоторым страхом и, возможно, неприязнью выслушают твою фразу и идеи. Но добрейшая часть людей посмотрит на вас с игривыми искрами в глазах и ехидной улыбкой.
Разновидности фанфиков
Некоторые авторы фанфиков придерживаются канона — принципов оригинального произведения. Они дублируют характеры персонажей в своей истории, помещают героев в максимально вероятные для их вселенной события. Такие истории называются не-AU (не alternative universe, альтернативная вселенная).
Другие авторы вносят значительные изменения во внешность и поведение оригинальных персонажей. Они получили название AU (alternative universe) и OOC (out of character).
Какие виды фанфиков существуют:
- Экшен — истории с динамичным сюжетом. Внимание читателя фокусируется на путешествиях и приключениях, а не на романтических отношениях
- Юмор — комедийные рассказы
- Пародия — саркастическая интерпретация оригинального произведения
- Дарк — мрачные истории про трагические события
- POV (point of view) — истории от первого лица
- Романтика — любовные произведения
- Драма — любовные произведения с печальными событиями
- Ангст — переживания героев, страдания
- Флафф — истории без трагических событий
- Hurt/comfort — фанфики, где один из персонажей страдает, а второй приходит ему на помощь
- PWP (porn without plot) — описание сексуальных сцен без развития сюжета.
Фанфики также делят по объёму: мини, миди, макси, драббл — короткий отрывок, описание сцены.
ФФ-лексика на примере Гарри Поттера
Королём фанфикшена является фандом по Гарри Поттеру. Огромное количество персонажей, их подробная история и глубокое описание их характеров даёт отличную возможность найти куда более лучшие романтические связи. Самый распространённый пэйринг среди фэндома по Гарри Поттеру — Драрри.
Появились новые слова — фандом, пэйринг, какой-то Драрри. Давайте разбираться.
Фэндом — целая субкультура, как готы, эмо, скинхэды, панки, хиппи и т.д., только состоящая из фанатов чего-либо. В данный момент серии книг автора Джоан Роулинг и многосерийного фильма «Гарри Поттер», который состоит из 7‑ми частей.
Пэйринг — это любовная история отношений пары персонажей из книги, фильма, сериала, аниме, мультфильма, сериала и тд. И, наконец, мы дошли до Драрри.
Драрри - это соединение двух имён тех самых персонажей, о которых пишется выдуманная история фанатов (Драко + Гарри = Драрри). Так делают практически со всеми, если считают, что эти отношения могли бы быть (плюс это очень мило).
Куча примеров — БиллДип (Билл Сайфер + Диппер Пайнс), КорраАсами (Корра + Асами из «Легенда о Корре»), Артон (Арсений Попов + Антон Шастун из «Импровизация» на канале ТНТ) и т.д.
Существуют истории, в которых романтика практически отсутствует, любовная линия не привлекает к себе слишком много внимания. Такие фанфики называются джен (general audience).
Ещё есть разделение на гет-фанфики — они фокусируются на любви персонажей разного пола, и слеш- и фемслеш-фанфики — они описывают однополые отношения.
Зачем пишут фанфики?
Чтобы переписать сюжет так, как тебе кажется правильным. Зачастую фанфики пишут тогда, когда фанат остается неудовлетворен оригинальным сюжетом произведения.
Иногда фикрайтеров провоцирует нарушение контракта с читателем — когда авторы оригинальных произведений намеренно обманывают ожидания зрителей, чтобы получить более яркую реакцию и завоевать популярность. Например, намекает на романтические отношения между близкими друзьями, но не развивает полноценную романтическую линию.
Кроме того, фикрайтеры могут закрывать сюжетные пробелы, объяснять мотивацию персонажа, если она не была достаточно раскрыта в оригинальном произведении, переключаться с главных героев на второстепенных, писать истории от лица антагониста с переворачиванием морали.
Некоторые авторы рассматривают фанфикшен-платформы как полигон для развития литературного таланта, где нет ограничений и есть доступ к аудитории. Они отказываются от привязки к фандомам и публикуют ориджиналы — истории с оригинальными персонажами и сюжетами.
Уникальность фанфикшена — в полном отсутствии ограничений, которые чаще всего накладывают на авторов издательства. Фанфикшен разрешает все: собрать в рамках одной вселенной героев из разных поп-культурных миров, перенести действие в любое время и место событий, исправить то, что не устроило автора в сюжете любимого произведения, и так далее.
Это и отличает его от официальной литературы, а качественный уровень многих работ несравненно выше, чем у тех изданий, которые порой можно обнаружить на полках книжных магазинов.
Почему фанфики читают?
По тем же причинам, что и пишут – ради встреч с обожаемыми героями. Их новые приключения привлекают, и фанаты даже не обращают внимания на корявый слог, откровенные ляпы и нелогичность. Ради возможности ещё раз погрузиться в полюбившийся мир они готовы простить автору многое. А уж грамматические ошибки тем более.
Сейчас в интернете есть специальные порталы, где фанаты могут почитать тексты, обменяться впечатлениями или разместить свои фанфики. И эти произведения на продажу не выставляются, по крайней мере открыто. А то от автора оригинала можно и судебный иск получить.
Что касается лично моего отношения, то оно противоречивое. С одной стороны, чем бы дитя ни тешилось… В конце концов человек приобретает определённый, небесполезный опыт, получает от этого удовольствие, развивает фантазию и навыки сочинительства. А кому претят фанфики, могут их и не читать.
С другой стороны, сочинения такого сорта портят читательский вкус, приучают не обращать внимания на качество, стиль, развитие сюжета и т. д. К тому же в погоне за оригинальностью авторы фанфиков часто искажают идеи автора и не в лучшую сторону. Один слэш что стоит.
Творцы фанфиков не развивают читателей, не поднимают их до уровня качественной литературы, так как сами эту литературу не создают. И что досаднее всего, читает фанфики самая уязвимая в интеллектуальном плане аудитория – подростки.
Фанфикшен в России
В СССР и Россию фанфикшен пришёл в конце 1980‑х, когда начала массово издаваться переводная фантастика. Редкие примеры встречались и до этого. Например, творец «Хоттабыча» Лазарь Лагин написал повесть «Майор Велл Эндью» как альтернативный взгляд на «Войну миров» Уэллса — глазами не храбреца-журналиста, а труса и предателя. Да и цикл об Изумрудном городе Волкова можно назвать своеобразным фанфиком по «Стране Оз» Баума.
Но всё это были игры больших писателей. А после перестройки фанфики хлынули рекой и даже попали в печать. Авторские права в России ещё долго действовали по советским законам, поэтому, например, фанфики по Толкину не просто издавались, а издавались толстенными томами и большими тиражами.
Интересно, что большинство авторов писали по Толкину произведения апокрифические, спорящие с первоисточником, утверждающие: «Профессор не прав!» Это и «Чёрная книга Арды» Васильевой и Некрасовой, и «Последний кольценосец» Кирилла Еськова, и «Человек с железного острова» Алексея Свиридова, и даже в какой-то мере «По ту сторону рассвета» Ольги Чигиринской, которая попыталась примирить версии Толкина и ЧКА.
Так что Ник Перумов, написавший «обычное» продолжение, был своего рода исключением. В «Кольце Тьмы» он тоже кое в чём спорил с Толкином, но хотя бы не объявлял, что «не так всё было!».
Перумов — самый известный в России пример того, как автор, начавший с фанфика, может стать профессиональным писателем, создающим собственные миры. Однако были и такие авторы, которые не только начинали с работ по чужим вселенным, но и продолжали их издавать в течение многих лет.
Например, Сергей Сухинов издал более двух десятков книг, вольно продолжающих «Волшебника Изумрудного города», и полтора десятка продолжений космооперы Эдмонда Гамильтона «Звёздный волк».
В 2010‑е годы с авторскими правами стало построже, и теперь вольные продолжения и апокрифы уже не могли с такой лёгкостью появляться в печати.
К тому времени им на смену уже пришли отечественные многоавторские проекты вроде «Времени учеников» по Стругацким и «Миров Ника Перумова». Но всё это — работы профессиональных писателей. А «чистые» фанфики ушли в интернет, на сайты вроде «Самиздата» и «Фикбука».
«50 оттенков серого» тоже фанфик!
Серия книг «Пятьдесят оттенков серого» писательницы Э.Л.Джеймс выросла из фанфика по «Сумеркам»: она описала свою версию отношений Беллы и Эдварда под псевдонимом Snowqueen’s Icedragon в работе «Мастер Вселенной» («Master of the Universe»).
Эротический роман Э.Л.Джеймс вызывает много вопросов у экспертов и критиков, при этом он стал самой быстро продаваемой книгой в Великобритании.
Популярность „Пятидесяти оттенков серого“ объясняется тем, что порнография и идеи того, что представляет собой секс, сосредоточены на мужчинах. Многие женщины говорят, что узнали, какой может быть их сексуальная жизнь, именно из эротической литературы.
Эти истории сосредоточены на женском желании и пишутся для женщин, что не так часто встречается в современной культуре.
Из фанфикшена может родиться не только эротический роман, но и, например, серьезный научпоп.
В 2010 году американский рационалист и специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский начал писать фанфик, в котором фантазировал о том, как бы сложилась жизнь Гарри Поттера, если бы бы его тетя Петуния вышла замуж за университетского профессора, что позволило бы Гарри рассматривать магию с точки зрения науки. Фанфик получил название «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
ТОП 5 популярных фанфиков
Мы собрали для вас самые известные фанфики, которые стали бестселлерами, помимо «50 оттенков серого»:
Гордость и предубеждение и зомби – Сет Грэм-Смит
От оригинальной истории осталось 20%, все остальное – классический зомбоужастик. Проект стал настолько популярным в сети, что даже заслужил собственную экранизацию. По сюжету все та же Элизабет Бенетт и ее сестры мечтают найти достойных женихов, выйти замуж и жить счастливо всю оставшуюся жизнь.
По Англии бушует страшная эпидемия. Мертвецы, вернее то, что от них осталось, встают из могил, бродят по городам и маленьким деревушкам, питаясь людьми. Девушки, вооружившись мечами и огнестрельным оружием, овладев искусством восточных единоборств, создают женский отряд сопротивления зомби и встают на защиту родной земли.
Орудия Смерти. Город костей – Кассандра Клэр
Клэр, или как ее любовно называют в фанфик-сообществах Кэссии, стала известной благодаря фанатской работе «Трилогия о Драко». Центральный персонаж ее истории – обаятельный антигерой Драко Малфой, позаимствованный из книг Роулинг, покорил огромное количество влюбленных в оригинальный роман поклонников Гарри Поттера.
По ту сторону рассвета – Ольга Брилева
Свою дилогию Ольга Брилева создала на основе знакомого многим фанатам «Властелина Колец» романа Джона Р. Р. Толкина «Сильмариллион». Это своеобразная Библия Средиземья, где автор рассказывает о том, как появился мир людей, эльфов, гномов и орков.
Вдохновившись легендой об Берене и Лютиэн, прародители эльфа Элронда, писательница создает свою версию происходящих с ними событий. Однако Брилева в значительной степени отошла от канона, сделав Средиземье слишком реалистичным и жестоким средневековым миром, а сторонники Саурона –обычными людьми.
Таня Гроттер и магический контрабас – Дмитрий Емец
Не удивительно, что крупные писатели решили подзаработать на имени самого известного в мире мальчика-волшебника. Переписав все имена на русский лад так, что Лорд Волан-де-Морт стал Чума-дель-Тортом, Дурсли – Дурнеевыми, Хогварст – Тибидохсом, превратив шрам на лбу в родинку на носу, главного героя в героиню, а темного мага в темную волшебницу, Дмитрий Емец решил порадовать российского читателя отечественным продуктом.
Этюд в изумрудных тонах – Нил Гейман
Книга «Этюд в изумрудных тонах» – это не просто рассказ. Это загадка, которая добавила славы и без того знаменитому автору. Название служит некой отсылкой к повести о Шерлоке Холмсе «Этюд в багровых тонах».
Произведение впервые было опубликовано в антологии «Тени над Бейкер-стрит», которая объединяла миры Артура Конан-Дойля и Говарда Ф. Лавкрафта. Как можно было совместить мир детективных историй и мир ужасов и богов?! На удивление, эта парадоксальная смесь оказалась жизнеспособной и органичной.
Читайте также: СМИ – что это и какие признаки масс-медиа.
Таким образом, благодаря фанфикам оригинальная задумка продолжает жить среди фанатов, даже если она давно закончилась. Это как второе дыхание или глоток свежего воздуха. Фанфики дарят новые ощущения, сближают людей, спасают их от одиночества и «смерти» того или иного фандома.
Источники:
- Бэкон-Смит, Камилла (2000). Культура научной фантастики. Издательство Пенсильванского университета. стр. 112–113. ISBN 978–0‑8122–1530‑4.
- Джеймисон, Энн (2013). Фик: Почему фанфики захватывают мир. Даллас, Техас: Умный поп. 978–1‑939529–19‑0 ISBN.
- Иванова И. Н., Иванова А. С. Фанфикшен (fan fiction) как жанр массовой литературы: стереотипы гендерного сознания «аффтаров» // Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России: Сборник научных статей / И. Л. Савкина, М. А. Черняк. — СПб.: СПГУТД, 2009. — С. 135—137. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 978–5‑7937–0239‑3.
- Пью, Шина (2005). Демократический жанр: фанфики в литературном контексте. Бридженд, Уэльс: Серен. 1–85411-399–2 ISBN.
- Самутина, Наталья. “Фанфикшн как построение мира: преобразующий прием в перекрестном написании”. Континуум. 30 (4): 433–450 ISSN 1030–4312.
- Черняк В. Д., Черняк М. А. Фанфик (фэнфик), Фанфикшн // Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. — 2‑е издание, стереотипное. — М.: Флинта, 2015. — С. 174—176. — 192 с. — ISBN 978–5‑9765–2128‑5.