Дифирамбы в литературе – это песенное произведение для хорового исполнения в рамках древнегреческой трагедии. Хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде. Этот жанр ведёт свою родословную от дионисийских гимнов. Сам термин «дифирамб» — один из эпитетов бога вина Диониса.
В сегодняшнем понимании дифирамбы – это преувеличенная, восторженная похвала. Дико восторженная речь или сочинение все еще иногда описываются как дифирамбические. Теперь выражение «петь дифирамбы» мы используем как синоним слов «превозносить» с ноткой сарказма.
История распространения
Дифирамбы — народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетыми сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы Диониса.
Самое раннее упоминание о дифирамбе содержится во фрагменте “Архилоха”, который процветал в первой половине седьмого века до н.э.: “Я знаю, как вести прекрасную песнь о Господе Дионисе, дифирамб, когда мой разум сливается с вином.”
В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия.
В V веке до н. э., например, у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора. К числу знаменитых античных дифирамбистов также относятся поэты-новаторы Тимофей Милетский, Меланиппид и Филоксен.
В новой европейской литературе попытки возродить формы дифирамба связаны с Ренессансом; однако представление о дифирамбах ещё в XVIII веке не вполне соответствует его подлинной форме.
В Италии дифирамб культивируется в эпоху Барокко с его характерным тяготением к пышным формам («Бахус в Тоскане» Франческо Реди, «Триумф Бахуса» Джироламо Баруффальди).
В Германии попытки, мало удачные, возродить дифирамбы делают «анакреонтики» и поэты «Sturm und Drang’a» XVIII века (дифирамбы Вилламова, Мюллера, Иоганна Готфрида Гердера, Фридриха Шиллера).
Самостоятельным подражанием античным дифирамбам являются сатирические «Дифирамбы Дионису» Фридриха Ницше в 80‑х годах XIX века.
Особенности дифирамбических текстов
Дифирамбы имели трёхчастную структуру, то есть состояли из трёх классических строф (строфы, антистрофы, эпода). Строфа соответствовала выходу хора на сцену, анстистрофа – развитию действия, эпод – его завершению.
Как и многие другие произведения античной поэзии, дифирамбы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов и звучали напевно. Их также называли экстатическими песнями (т.е. песнями, созданными в состоянии экстаза).
Древние греки изложили критерии дифирамба следующим образом:
- особый ритм;
- аккомпанемент авлоса во фригийском стиле;
- обогащающий текст;
- значительное повествовательное содержание;
- изначально антистрофический характер.
Самыми известными авторами дифирамбов были Архилох, Арион Метимнейский, Лас Гермионский, Пиндар, Филоксен, Тимофей Милетский.
Кстати, если вы сомневаетесь, как писать, «дифирамб» или «дифирамбов», выбирайте последнее, так как в единственном числе слово представляет собой существительное мужского, а не женского рода.
Иногда это жанровое обозначение используется в сатирических стихотворениях: наиболее известный русских дифирамбов «Дифирамб Пегасу» А. П. Сумарокова входит в состав «Од вздорных» и направлен против последователя М. В Ломоносова и В. П. Петрова.
Примеры употребления дифирамбОВ
Для того чтобы яснее представить себе употребление слова в живой речи, следует привести примеры контекста, где можно его употребить:
-
- В Средние века юные поэты писали дифирамбы своим дамам.
- Клиенты Intel начали петь дифирамбы достоинствам продукции японцев.
- Только не спешите радоваться и петь очередные дифирамбы прогрессу!
- Хватит мямлить всякие дифирамбы твоей матери.
- Я вызвал вас не для того, чтобы выслушивать дифирамбы в свой адрес.
- Перед тем как начнется заседание кафедры и пение дифирамб нашему ректору, я бы решил несколько действительно важных вопросов.
- Сменив тесное платье на лёгкую сорочку, отпустила фрейлин. Те, одарив меня очередной порцией дифирамбов, быстро исчезли за дверью.
Цитаты из русской классики:
Теперь я вижу в этом письме лирический порыв, дифирамб, чем назвал сам Гоголь свое путешествие ко святым местам.
Аксаков С. Т., История моего знакомства с Гоголем, 1852
Таким образом, красивенькие описания, звучные дифирамбы и всякого рода общие места исчезают пред произведениями, в которых развивается общественное содержание.
Добролюбов Н. А., Русская сатира екатерининского времени, 1859
Между тем Туркевич, не видя пользы от дифирамбов, понемногу и осторожно начинал переходить к сатире.
Короленко В. Г., В дурном обществе, 1885
Видя его раздражение, можно было ожидать, что статья будет не из самых умеренных, но он превзошел наши ожидания, его «Vive l’Empereur!» [«Да здравствует император!» (фр.)] был дифирамб иронии — иронии ядовитой, страшной.
Герцен А. И., Былое и думы, 1856
Но разрешающей или связывающей силы закона он не знал и даже скорее предполагал, что закон есть не что иное, как дифирамб, сочиненный на пользу и в поощрение помпадурам.
Салтыков-Щедрин М. Е., Помпадуры и помпадурши, 1874
Кому поют дифирамбы?
Сегодня слово «дифирамб» понимается в общелексическом смысле. Оно означает преувеличенную похвалу, восторженную и высокопарную лесть.
Глагол «петь», который добавляется к существительному в составе фразеологизма (это как?), не просто намекает на происхождение термина, но и описывает процесс излияния неумеренных славословий.
Обычно пафосные восторги бывают неискренними, ведь того, кого действительно хотят похвалить, хвалят кратко, по делу. Отсюда негативный оттенок выражения «петь дифирамбы».
Его возникновение связано с этикой похвалы.
Ода и дифирамб – в чем разница?
Если сравнить понятия «дифирамб» и «ода», можно обнаружить некоторые сходства:
- происхождение в эпоху античности;
- функция торжественной песни, величания;
- тяготение к классической форме.
У слова «ода» в его переносном значении нет столь яркой негативной окраски. «Слагать оды» вполне можно от души, а вот «петь дифирамбы» почти всегда означает «лгать, приукрашивать».
Ода ассоциируется с солнцем, разумом, ясностью рассудка, а дифирамб – с тёмным, «лунным», хмельным дионисийским началом. В этом расходятся два гимнических жанра Древней Греции.
Следует запомнить о дифирамбе, что это — песнопение, требующее недюжинного мастерства. В неумелых руках жанр становится нелепым и пародийным.
Таким образом, слово «дифирамбы» в современном русском языке используют чаще всего с фразеологизмом «петь дифирамбы» в значении превозношения кого-то и чего-то. Это очень преувеличенная похвала, которая в большинстве случаев неприятна.
Источники:
- Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995;
- Голосовкер Я. Э., Лирика древней Эллады, [пер. с древнегреч.], М. — Л., 1935 (есть перевод Д. «Тезей» Бакхилида); Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959;
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 232. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.