Что такое словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким способом.

Что такое словообразовательный разбор слова

Выясним, что такое морфемный разбор, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный анализ сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и производные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля».

Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех морфем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суффикса;
  • пост­фик­са

и т. д.

Понаблюдаем:

  • небе­са → поднебесный;
  • зем­ля → земляной → землянка;
  • вла­га → влажный → увлажнить;
  • близ­кий → приблизить → приблизиться.

Определение:

Новое сло­во, обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го сло­ва с помо­щью одной или более мор­фем, назы­ва­ет­ся производным.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на  исход­ное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка красный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

  • чёрный → чернота;
  • рука → ручной;
  • красный → краснеть.

Определение:

Основа сло­ва, на базе кото­ро­го с помо­щью аффик­сов обра­зо­ва­но новое про­из­вод­ное сло­во, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей. Основа про­из­вод­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва явля­ет­ся производной.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Производящими могут быть как непро­из­вод­ные, так и про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные слова.

Это интересно: Не с глаголами пишется раздельно, а с какими частями вместе — таблица правил.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру слова.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го слова.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → приход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной морфемой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лексемы.

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

1. Приставочный

текст → подтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

4. Бессуффиксальный

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

 

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, пла­вать → мореплаватель
специаль­ный корреспон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → приход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → примирение);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холодноватый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся неверно.

Что такое словообразовательный разбор слова

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Читайте также: Как правильно — нАдевать или Одевать?

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве слова.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный разбор.

Что такое словообразовательный разбор слова

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.
Обратите внимание!
 

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его морфемы:

  • монетка — корень/суффикс/окончание
  • монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную форму.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го слова.

Монета → монетка.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Образец морфемного и словообразовательного разбора

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а.
5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над словом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб образования.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. земляничный;
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → земляничный;
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ника + ‑н- = земляничный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Пример 3

Хочется уде­ся­те­рить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → удесятерить;
  4. деся­теро — осно­ва десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб образования.

 

1
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

восемнадцать − 14 =