Правила написания гласных в корне

Орфограммы в корне слова – сложная и большая тема. Орфографические ошибки в корне слова – не редкость, поэтому важно помнить все правила. Так, что касается гласных в корне, то основную проблему представляют безударные гласные, которые проверяются ударением, и чередующиеся, правописание которых зависит от разных факторов.

Правила написания гласных в корне

Разберем правописание гласных в корне – ударные, безударные и чередующиеся.

Безударные гласные

1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ. Написание безударных гласных проверяется ударением. Нужно изменить слово так или подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на сомнительный звук: голова — голову — голов; подарить — подарок, синева — синий.

Примечание. Нельзя проверять правописание гласных при помощи глаголов с суффиксами ‑ыва, —ива. Например, слово выработать нельзя проверять словом вырабатывать. Проверочными словами здесь могут быть: работа, работать.

2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ. Если написание безударного гласного нельзя проверить ударением, то обратитесь к орфографическому словарю (словарное слово, написание этого слова надо запомнить).

Способы проверки:

  1. Изменение формы слова.
    Правила написания гласных в корне
  2. Подбор однокоренного слова.
    Правила написания гласных в корне
  3. Сложные случаи при проверке гласных.

Если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, — это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова (омофоны), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:

  • Старожил нашего города (старый житель) — сторожил склад (сторож);
  • Вытачка на блузке (тачать) — выточка детали (точит);
  • Вытесненный из толпы (тесно) — вытисненный на книге (тиснуть);
  • Вышколить ребенка (школа) — вышкалить сосуд (шкалы);
  • Умолять о пощаде (молит) — умалять значение (делать малым);
  • Флаг развевается (веет) — ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);
  • Удариться оземь (о землю) — взошла озимь (озимые);
  • Разреженный воздух (редко) — разрядить пушку (разряд);
  • Скрепя сердце, скрепить печатью (крепко) — скрипя зубами во сне (скрип);
  • Осветить комнату (включить свет) — освятить храм;
  • Просвещение (переносное значение слова свет) — посвящение другу (святость);

Подбирая проверочное слово, убедись, что оно действительно родственно по значению проверяемому.

НЕпроверяемые гласные в корне

Гласные, которые не ставятся под ударение и не проверяются ни по одному правилу, их написание нужно запомнить, можно проверить по словарю. Например: винегрет, альфонс и т.д.

Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т – кабине́ты – кабине́та – кабине́тный).

В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.
Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.

Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н – капита́на – капита́ны – капита́нский).

Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к – у́зел – узелки́).

К сожалению, невозможно вывести никакой алгоритм — основная нагрузка ложится на вашу память. Однако мы можно дать несколько практических советов, облегчающих запоминание трудных слов.

Совет первый.

Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, моторная. Одни легче всего запоминают зрительный облик слова, у других рука как бы сама выводит слова, третьи в трудный момент «слышат» объяснение учителя. Самый распространенный тип памяти — зрительная.

Как приучить ее работать? Советуем выписывать слова, которые надо запомнить, на разноцветных бумажках и вывешивать их в наиболее посещаемых местах вашей квартиры: в прихожей, у зеркала, возле холодильника, над кроватью и т.п.

Пишите на каждой бумажке не больше трех-четырех слов, причем гласные выделяйте разноцветными фломастерами. Вы и сами не заметите, как в нужный момент включится подсознание: вы вспомните, что именно это слово висит у вас над письменным столом.

Совет второй.

Наша память не любит механических действий: список разрозненных, не связанных между собой слов запомнить труднее, чем логически организованную последовательность. Подскажем два способа запоминания: по сходству и по контрасту.

По сходству: президент претендует на кресло в президиуме или вином Грета запивает винегрет (ложное проверочное слово, но ведь для того, чтобы правильно писать, это не суть важно), обаятельный — байки говорит, обоняние — вонь (в обоих случаях проверочное слово этимологически родственное).

Можно придумать свою, «веселую» этимологию: иждивенец — «сиди и жди, когда тебе все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой». Чем неожиданнее и остроумнее проверка, тем легче она запоминается.

По контрасту: режиссер, но продюсер, импресарио. Деликатный дилетант (Е‑И, И‑Е).

Совет третий.

Если вы неплохо владеете иностранным языком, попробуйте вспомнить, например, английское правописание слова оппозиция — oppo­si­tion.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей:

Правила написания гласных в корне

Примеры и пояснения к таблице.

  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР‑, ‑ПИР-/-ПЕР‑, ‑МИР/-МЕР‑, ‑ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ‑, ‑БЛИСТ-/-БЛЕСТ‑, ЖИГ/ЖЕГ, ‑ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги. Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

Полная таблица всех случаев чередования.

Правила написания гласных в корне

Самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса.

В таких корнях, как -бир-/-бер‑, ‑пир-/-пер-,-дир-/-дер‑, ‑тир-/ ‑тер‑, ‑жиг-/-жеч‑, ‑блист-/ ‑блест‑, ‑стил-/ ‑стел‑, ‑чит-/-чест‑, ‑мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить.

Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг.

То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться.

Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.

Так, в русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели.

В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне.

Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.

Практические упражнения

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти

2. В каком ряду во всех словах пропущено И?

1)      проб..раться, соед..нение, от..гощать

2)      забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3)      прив..легированный, пост..лать,  изв..нился

4)      прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

3. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1)      обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2)      з..ря, г..лантерея, пок..яние

3)      выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4)      укр..щать, предл..жение, зап..нки

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)      б..режливый, выб..рем, выб..раем

2)      соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3)      т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4)      раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)      несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2)      к..сающийся, изл..жение, п..стух

3)      выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4)      медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

6. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?    

1)      благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2)      предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)      безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

4)      предпол..жительно, прор..стать, п..норама

7. В каком ряду во всех словах пропущена  безударная проверяемая гласная корня?

1)      прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2)      ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3)      ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)      обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2)      эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3)      пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4)      осл..жненный, м..лькают, м..тодика

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2)      в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3)      нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4)      дел..гат, перег..реть, об..зательный

  1. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

  1. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1)      с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2)      м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3)      возвр..щение, согр..вать, л..рический

4)      гл..внейший, преод..ление, д..намичный

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2)      р..альный, ск..зание, м..тинговать

3)      м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4)      мин..ральный, зап..саться, повт..рение

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2)      под..рить, хв..стун, просл..вляя

3)      переб..решь, к..варный, ст..рона

4)      об..яние, прик..снуться, л..скающий

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      в..зти, к..пучий, взр..стить

2)      выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)      ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4)      пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

Узнать ответ
1. — 4)
2. — 3)
3. — 4)
4. — 3)
5. — 4)
6. — 1)
7. — 1)
8. — 4)
9. — 2)
10. — 3)
11. — 3)
12. — 1)
13. — 2)
14. — 3)

Тест «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно, прор..стать, п..норама

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол, прил..жение

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, зам..рающий, сум..рки

  1. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

  1. Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

  1. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

  1. Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

  1. Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

  1. Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

Узнать ответ
1. — 2)
2. — 3)
3. — 4)
4. — 3)
5. — 3)
6. — растут, растений, выросшие
7. — растений, неразлагающихся
8. — коснуться, касаемся
9. — поклонялись, умирала
10. — загорелых (загорелые, загорелый)
Оксана
Оксана

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Оцените автора
Litfest
Добавить комментарий

20 + семь =

Узнать ответ
1. - 4)
2. - 3)
3. - 4)
4. - 3)
5. - 4)
6. - 1)
7. - 1)
8. - 4)
9. - 2)
10. - 3)
11. - 3)
12. - 1)
13. - 2)
14. - 3)
Узнать ответ
1. - 2)
2. - 3)
3. - 4)
4. - 3)
5. - 3)
6. - растут, растений, выросшие
7. - растений, неразлагающихся
8. - коснуться, касаемся
9. - поклонялись, умирала
10. - загорелых (загорелые, загорелый)