Именительный падеж существительного множественного/единственного числа

Начальная, исходная форма не только существительного, но и местоимения, числительного, прилагательного – это именительный падеж. С его помощью выражается самостоятельная позиция слов, независимость от других членов предложения.

Именительный падеж существительного множественного/единственного числа

Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы: кто? что? Всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных.

Характеристика падежа

Именительный – это прямой падеж. Все остальные пять – косвенные. Он исключителен по значению и функциям в предложениях. Именительный падеж – выражение независимого положения слова в предложении или словосочетании.

В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.

Например:

«Теплое солнце в июне» (солнце).
«Ваня пришел домой» (Ваня).
«Мой брат – летчик» (брат).
«Папа, подари мне эту книгу!» (папа).

Начальная форма всех имен существительных – единственное число, именительный падеж. Вопросы: «кто?» или «что?»:

Кто играет? Щенок.
Что погружено? Диван.
Кто выступает? Баянисты.
Что предстоит? Трудности.

Важно не перепутать его с винительным: «Я увидел (что?) снег», но «я увидел (кого?) Марину». Если к неодушевленному существительному в предложении можно задать вопрос «виню что?», «вижу что?», то оно стоит уже в винительном падеже.

Характеристики единственного числа

Именительный падеж единственного числа характеризуется специфичными окончаниями:
разносклоняемые: «-я»;

  • 1‑ое: «-я», «-а»;
  • 2‑ое: «-о», «-е» или нулевое;
  • 3‑е: нулевое.

Единственное число, именительный падеж — пример:

«Корова». Первое – характерное «-а».
«Знамя». Разносклоняемое — «я».
«Дочь». Третье – нулевое.
«Конь». Второе – нулевое.
«Веретено». Второе — «-о».

Эти формы несложно запомнить.

Характеристика множественного числа

Именительный падеж множественного числа более сложен для изучения. Распространенные окончания:
разносклоняемые: «-а»;

  • 1‑ое: «-и», «-ы»;
  • 2‑ое: «-я», «-ы», «-я», «-а»;
  • 3‑е: «-и».

Именительный падеж множественного числа существительных, примеры употребления:

«Времена». Разносклоняемое – окончание «-а».
«Дома». Второе — «-а».
«Чащи». Первое — «-и».
«Ночи». Третье — «-и».
«Состояния». Второе — «-я».

Кроме этого, есть специфические форм, которые следует запомнить.

Существительные мужского рода

Существительные в именительном падеже 2 склонения мужского ро завершаются на «-и»/ «-ы» или «-я»/ «-а». Притом в разговорной форме преобладают последние. В литературном языке прослеживается тенденция: они вытесняют «-и» / «-ы»:

Например, в 19 веке правильным было говорить «поезды», а в настоящее время уже «поезда».

В последние десятилетия такие формы как «профессоры», «директоры» признаны устаревшими, но в 20 веке они были верными. Сегодня общеупотребительные уже «профессора», «директора».

При выполнении тестов «Образуйте именительный падеж множественного числа», чтобы не запутаться с «-и», «-ы» и «-я», «-а», нужно запомнить правила:

 

На «-я», «-а» в именительном падеже будут оканчиваться существительные, которые обозначают связанные парные понятия: «глаза» (парные органы зрения), «рукава» (у рубашки, куртки их два).

На «-а», «-я» оканчиваются двусложные существительные, в которых ударение падает на вторую гласную: «шомпол – шомпола», «катер – катера».

Если слово односложное, то в большинстве случаев окончанием будет «-и», «-ы»: «стол – столы», «меч – мечи». Но есть и исключения: «сорт – сорта», «стул – стулья».

Для многосложных, трехсложных слов с ударением на средний слог характерно окончание «-ы», «-и»: «договор – договоры», «аптека – аптеки».

Слова иноязычного происхождения (чаще всего пришедшие из французского), оканчивающиеся на «-ер», с ударением на финальный слог завершаются на «-и», «ы»: «торшер – торшеры», «офицер – офицеры».

Заимствованные из латинского языка неодушевленные слова, в единственном числе окачивающиеся на «-тор», «-сор», во множественном завершаются на «-и» или «-ы»: «компьютер – компьютеры». Но с одушевленными существительными другая картина. Для них характерно уже «-а», «-я»: не лекторы, а лектора, не профессоры, а профессора.

При выполнении задания «Образуйте форму именительного падежа множественного числа» нужно ориентироваться на значение: «ордена на кителе», но «рыцарские первые ордены», «банковские счета», но «детские деревянные счеты», «цвета на холсте», но «цветы в поле».

Существительные среднего рода

Если слово среднего рода 2 склонения, то для него характерно окончание именительного падежа «-я» или «-а»:
Оно практически всегда безударное: «корыто – корыта», «зерно – зерна».

В единственном числе ударение будет падать на первый срок.
Значительно реже встречается «-и» или «-ы»: «плечо – плечи».

Нестандартное образование

Форма именительного падежа множественного числа существительного может быть специфичной:

  • Слова на «-онок», «-енок» меняют суффикс на «-ят»: «ребенок – ребята», «котенок – котята».
  • Слова на на «-янин», «-анин» во множественном числе оканчиваются на финаль «-яне», «-ане»: «дворянин – дворяне».
  • Некоторые формы именительного падежа нужно запомнить: «человек», но «люди», «курица», но «куры».

Отсутствие множественного/единственного числа

Ряд существительных представлен только в одном числе:

  1. Множественное. Могут быть конкретными существительными (брюки, ножницы, джинсы) или названиями веществ (чернила, опилки).
  2. Единственное число. По большей части это собирательные или абстрактные понятия (вера, молодежь, добро). Но встречаются и названия веществ (варенье, уголь, сахар).

Примеры: «молодежь собралась в клубе» (не «молодежи собрались»), «паства ждет начала службы» (не «паствы ждут»), «варенье трех разновидностей хранится в погребе» (не «вареньи хранятся»).

Тут нужно обратить внимание на значение слова в именительном падеже: «сахар трех видов», но «сахара в этом продукте – глюкоза и фруктоза». Уголь – это и сырье, и догоревшие головешки.

Употребление в предложении

Именительный падеж множественного числа слова в синтаксической конструкции представлен двумя вариантами – независимом и зависимом.

Существительные в именительном падеже чаще всего выступает независимыми членами предложения:

  • Самое распространенное – подлежащее. «Стройка завершится в следующем году» (стройка), «солдаты снова собрались вместе» (солдаты).
  • Главный член односоставного предложения, имеющий номинативное значение: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (все слова), «Весна. Солнце. Капель» (все слова).
  • Обращение к кому-либо, чему-либо. «Мама, у меня завтра экзамен» (мама), «Лето, задержись еще чуток!» (лето).

Более редкий вариант – это зависимый член синтаксической конструкции в именительном падеже:

  • Именной элемент составных сказуемых в предикативном значении. «Екатеринбург – город на Урале» (город), «Мария – новый менеджер» (менеджер).
  • Приложение в добавочном, объяснительном значении, уточняющим главное слово. «Он традиционно выписывает роман-газету» (роман), «Учитель Петр Геннадьевич сегодня не в духе» (учитель).

Написание ряда слов в именительном падеже нужно запомнить. Необходимо иметь ввиду, что они не всегда будут главными членами предложения – редко, но предстают зависимыми словами.

Таким образом, Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Практические упражнения

Задание 1.

Запишите предложения, употребив выделенные слова в Именительном падеже во множественном числе.

  1. Мне понравилась эта русская народная песня.
  2. Ваш ключ лежит на месте.
  3. У вас есть мое последнее письмо?
  4. Мне нужен простой карандаш.
  5. У меня есть этот новый учебник.
Узнать ответ
1. Мне понравились эти русские народные песни.
2. Ваши ключи лежат на месте.
3. У вас есть мои последние письма?
4. Мне нужны простые карандаши.
5. У меня есть эти новые учебники.

Задание 2. Подберите прилагательные к данным существительным в единственном числе Именительном падеже.

Например: писатели – современный писатель.

Лекции, слова, стихи, законы, морозы, леса, экскурсии, праздники.

Узнать ответ
• лекции – интересная лекция;
• слова – незнакомое слово;
• стихи – авторский стих;
• законы – правильный закон;
• морозы – сильный мороз;
• леса – зеленый лес;
• экскурсии – познавательная экскурсия;
• праздник – веселый праздник.

Задание 3. Допишите окончания существительных и прилагательных во множественном числе.

  1. Мне нравятся прям__ улиц__, широк__ проспект__, красив__ площад__ моего города.
  2. В России жили и работали известн__ учен__, замечательн__ писател__, поэт__, композитор__, художник__.
  3. В этом университете учатся не только российск__, но и иностранн__ студент__.
  4. Русский язык изучают школьник__, студент__ и преподавател__, инженер__ и врач__, дипломат__ и журналист__.
  5. Иностранн__ студент__, которые учатся в России, тоже изучают русский язык.
Узнать ответ
1 прямые улицы, широкие проспекты, красивые площади

2 известные ученые, замечательные писатели, поэты, композиторы, художники

3 российские, но и иностранные студенты

4 школьники, студенты и преподаватели, инженеры и врачи, дипломаты и журналисты

5 Иностранные студенты
Оксана
Оксана

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Оцените автора
Litfest
Добавить комментарий

13 − восемь =

Узнать ответ
1. Мне понравились эти русские народные песни.
2. Ваши ключи лежат на месте.
3. У вас есть мои последние письма?
4. Мне нужны простые карандаши.
5. У меня есть эти новые учебники.
Узнать ответ
• лекции – интересная лекция;
• слова – незнакомое слово;
• стихи – авторский стих;
• законы – правильный закон;
• морозы – сильный мороз;
• леса – зеленый лес;
• экскурсии – познавательная экскурсия;
• праздник – веселый праздник.
Узнать ответ
1 прямые улицы, широкие проспекты, красивые площади

2 известные ученые, замечательные писатели, поэты, композиторы, художники

3 российские, но и иностранные студенты

4 школьники, студенты и преподаватели, инженеры и врачи, дипломаты и журналисты

5 Иностранные студенты