Как проверить слово «период»

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во «период», поищем к нему про­ве­роч­ное сло­во.

При про­из­но­ше­нии это­го суще­стви­тель­но­го удар­ным явля­ет­ся глас­ный «и», из-за чего неяс­но слы­шат­ся без­удар­ные глас­ные пер­во­го и тре­тье­го сло­га: пе-ри́-од.

Как проверить слово «период»

Правописание слова «период»

Безударный глас­ный в корне обыч­но про­ве­ря­ют с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав про­ве­роч­ное сло­во. Им может быть как фор­ма это­го суще­стви­тель­но­го, так и одно­ко­рен­ное сло­во.

Изменяя ана­ли­зи­ру­е­мое суще­стви­тель­ное по паде­жам и чис­лам, убе­дим­ся, что удар­ным ста­биль­но явля­ет­ся один и тот же глас­ный:

  • гра­ни­цы чего? пери́ода;
  • инте­ре­су­юсь чем? пери́одом;
  • рас­ска­жу о чём? о пери́оде;
  • мно­гие пери́оды.

Тогда поищем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных слов:

  • периоди́чный
  • периоди́ческий
  • периоди́чность
  • периодиза́ция
  • перио́дика.

В корне сло­ва «пери­о­ди­ка», кото­рым назы­ва­ют пери­о­ди­че­ские изда­ния, сомни­тель­ный глас­ный, тре­бу­ю­щий про­вер­ки, ока­зал­ся удар­ным.

Вывод:

Проверочное сло­во «пери­о­ди­ка» дока­жет напи­са­ние бук­вы «о» в корне суще­стви­тель­но­го «период».

В этом сло­ве име­ет­ся еще один без­удар­ный глас­ный в пер­вом сло­ге. А вот он явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мым, так как ни в одной фор­ме суще­стви­тель­но­го или в род­ствен­ном сло­ве он не стал удар­ным.

Запомним напи­са­ние бук­вы «е» в пер­вом сло­ге ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва.

Дело в том, что оно явля­ет­ся заим­ство­ван­ным из гре­че­ско­го язы­ка, в кото­ром сло­во peri­o­dos зна­чит «обход», «кру­го­вра­ще­ние» — про­ме­жу­ток вре­ме­ни, в тече­ние кото­ро­го что-то про­ис­хо­дит.

Слово «период» сино­ни­мич­но суще­стви­тель­ным «про­ме­жу­ток», «этап», «фаза», «ста­дия». Заметим, что рус­ский язык сохра­нил напи­са­ние это­го сло­ва, как и в языке-источнике.

Вывод:

Правильно пишет­ся заим­ство­ван­ное сло­во «период» с бук­вой «е» в пер­вом сло­ге.

Примеры предложений со словом «период»

Ему было око­ло соро­ка лет — пери­од рас­цве­та умствен­ных спо­соб­но­стей (Эмили Бронте. Грозовой пере­вал).

К кон­цу это­го пери­о­да он очень изме­нил­ся внешне (П. Е. Фокин. Чехов без глян­ца).

События, каса­ю­щи­е­ся 1941 года, пери­о­да тяжё­лых испы­та­ний и разо­ча­ро­ва­ний вои­нов и наро­да, пред­став­ле­ны в них отры­воч­но, пунк­ти­ром (Григорий Жданко. Россия в огне. Трагедия 1941-го).

Исследуются раз­лич­ные пери­о­ды раз­ви­тия чело­ве­ка, кри­зи­сы пере­хо­да от одной воз­раст­ной кате­го­рии к дру­гой, дина­ми­ка пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия (Н. В. Анохина. История пси­хо­ло­гии).

Читайте также: ВыглядИшь или выглядЕшь — как правильно писать и говорить.

Оксана
Оксана

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Оцените автора
Litfest
Добавить комментарий

один × пять =